XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 235 Источниковедение и историография народов Центральной Азии и Кавказа Если говорить об арабо-персидских источниках, следует отметить, что в сочине- нии «Тарих ар-русул ва-л-мулук» («История пророков и правителей») Абу Джафара ат-Табари и «История Бухары» Абу Бакра Наршахи есть сведения о начальных действиях тюркских каганов в Согде, кагане Карачурине и его сынеШери Кишвар (Иль Арслане), отправленном в Бухару 1 . Другой автор Динавари пишет о том, что Сасанидский Иран и Тюркский каганат, победив государство Хайтал (Эфталитов), поделили его земли между собой, каганат получил Чач, Фергану, Согд и Бухару, а сасанидам отошли Тохаристан и Кабул 2 . В сочинении Табари встречаются сведе- ния о том, что правитель Самарканда Гурек (738 г.) при встрече с арабами назвал себя верным слугой и чакиром (личной гвардией) кагана 3 . Весомая часть византийских (написанных на греческом языке) источников содержит рассказы послов, посетивших административно-управленческие центры Тюркского каганата в Семиречье, которые ознакомившись там непосредственно с традициями тюркских народов, а также согдийцев, предоставили сведения о них византийцам. В византийских источниках есть факты о согдийском торговцеМани- ахе, возглавившим посольство, отправленное в Сасанидский Иран в 560-е годы, и о посольстве того же Маниаха, отправленного от имени каганата в 570-е годы в Византию в целях установления союзнических отношений 4 . В трудах таких армянских историков и географов, как Себеос (VII в.)‚ Анания Ширакаци (VII в.), Моисей Каланкаваци (VII в.) 5 , Моисей Хоренаци (VIII в.), также содержатся фрагментарные сведения, отражающие историю в основном Тюркского каганата, но частично и Согда. Важное значение имеют сведения армянских источ- ников о том, что войско Сасанидов в 590-е годы перешло реку Вехрод (Амударью) и достигло местности под названием Казбион , где столкнулось с армией кагана. Сведения, касающиеся отношенийСогда и Тюркского каганата, также нашли свое отражение в источниках на пехлевийском, сирийском и тюркском языках, а сведения, встречающиеся на средневековых тюркских надгробных камнях, вносят определен- нуюясность во взаимоотношения Западно-Тюркского каганата иСогда. В частности, на надгробных камнях каганов говорится о том, что их предки совершали походы до самого Согда и достигали границ Темир капы (Дарбанд/Байсунские горы) 6 . 1 Наршахий, Абу Бакр Муҳаммад ибн Жаъфар. Бухоро тарихи / Форс тилидан А. Расулев тар- жимаси. Тошкент: Фан, 1966. Б. 91. 2 Chavannes E. Documents sur les Tou-kiue (Turks) occidentaux // Сборник трудов Орхонской экспедиции. Вып. 6. СПб., 1903. P. 229; Shaban M. A. Khurasan at the Time of Arab Conguest//İran and İslam. İn memory of the Late Vladimir Minorsky. Edinburg, 1971. P. 482483; Равшанов П. Қашқадарё тарихи. Тошкент: Фан, 1995. Б. 201; Зиё А. Ўзбек давлатчилиги тарихи. Тошкент, 2001. Б. 81. 3 История ат-Табари. Избранные отрывки (Пер. с араб. В. И. Беляева. Допол. к переводу О. Г. Большакова и А. Б. Халидова). Тошкент: Фан, 1987. С. 225. 4 Taşağıl A. Gök-Türkler. —Ankara‚ 1995. S. 64; Haussig H. W. İpekYolu ve OrtaAsya Kültür Tarihi. Çev. M. Kayayerli. İstanbul, 2001. S. 187. 5 ТерМкртичян Л. Х. Армянские источники о Средней Азии V–VII вв. М.: Наука, 1979. 6 Содиқов Қ. Қадимги туркий битиглар / Ўзбекистон тарихи. Хрестоматия, 2/1. Tошкент: Фан, 2014. Б. 118–119.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=