XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

230 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция VI христианства совпало с активностью кочевых народов, которые волнами двигались на Запад двумя древними «дорогами народов»: севернее Черного моря и южнее Каспия. Их движение на Запад — это не только сражения, но и культурная асси- миляция с обеих сторон; очевидны заимствования элементов культуры кочевников в иконографии христианских святых. И не только элементов культуры: например, Иисус Христос и Богородица на многих армянских иконах сельджукского времени (XI–XIII вв.) изображены монголоидными. Примером заимствования элементов культуры кочевников являются изображения Святого Всадника. В иконографической традиции икона Святого Всадника прочно и надолго связалась со святым ГеоргиемПобедоносцем, особенно на поздней стадии развития его иконографии. Хотя есть и другие святые, которые изображались как всадники — например, святой Меркурий. Однако иконы с другими святыми всад- никами намного реже встречаются, чем изображения святого Георгия. Биография святого носит легендарный характер. Возможно, его образ — это синкретический образ всех христиан, подвергшихся жестоким истязаниям со стороны врагов христи- анства. Однако это положение относится только к его ранней иконографии, поскольку с течением времени иконография Георгия Победоносца претерпела значительную эволюцию. Особенно это касается идейного содержания его икон: от портрета хри- стианского мученика до торжествующего Победителя инфернального зла. Судя по многочисленным памятникам с изображением святого Георгия, культ которого зародился в IV на восточной периферии Византийской империи, его иконографические образы, в целом, распадаются на две группы: пеший и всадник. Многочисленные иконы, в большинстве своем относящиеся к раннему периоду развития иконографии Святого Георгия, в которых он изображен по-разному: верхом или пеший; в цивильной одежде или в доспехах; не вооруженный или воо- руженный; с пикой или с мечом; один или в группе с другими святыми; погрудно или в рост и т. д. Изображения святого в военных доспехах как вооруженного всадника совпа- дают со временем военно-политической активности сельджуков в этом регионе. Влияние сельджуков очевидно: это и появление коня на иконе святого, и убранство коня, и костюм святого. Со временем иконография святого Георгия обогащается новым, нехарактерным до этого, элементом. Появляется новый персонаж: дракон. Появление рептилии на иконах святого Георгия—это позднее явление. Этот сюжет передавал часто происходившие в реальности сцены пленения пешего всадником. Существуют изображения пленных, которые лежат перед конем вооруженного всадника. Самое раннее изображение пленения — это «печать Соломона» (IV в.). Сцена пленения была переработана иконописцами: вместо пленного человека стали изображать рептилию. Этим они придали иконе святого глубинный идейный смысл вселенской борьбы Добра со Злом. Эта идея, заложенная в обогащенной новым персонажем иконах Георгия, больше отвечала духу христианской религии. Одновременное сочетание сюжетных элементов «конь», «всадник» и имперсо- натор зла «дракон» в одном образе Георгия Победоносца появляется в окраинных,

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=