XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 219 Источниковедение и историография народов Центральной Азии и Кавказа обнаруживают большую почтительность. Отца они приветствуют с каким-то благоговением. Ребенок не смеет в присутствии отца ни громко вымолвить слово, ни сесть, пока это не будет разрешено ему» 1 . А сам Кашгари по этому поводу отмечал, что каждому человеку, «сообразно его положению, необходимо оказывать уважение и почтение; людей почтенного возраста надо почитать, как отца и стараться им услужить» 2 . Большое значение в воспитании юного поколения Кашгари придавал языку. Культура речи, считал он, ее содержательность и изящество определяют уровень как познавательный, так и нравственной зрелости личности. Каждое произне- сенное слово должно быть содержательным, обдуманным, кратким и ясным. Он писал: «Не надо и говорить слишком много. Учители тариката советуют высказываться лишь тогда, когда душа будет покорна языку, а язык покорен Богу, т.е. говорить только искренно. Не следует говорит слишком протяжно, или искусственно подбирать выражения, чтобы похвастаться своим красноре- чием, но сопровождать речь свою жестами рук, или ударять по правой ладони указательным пальцем левой —можно. Каждый должен говорить только о том, что до него касается. Ученые говорят, что говорит о богословских предметах, не зная хорошо этой науки, есть многобожие» 3 . Особый интерес в целях нравственного воспитания молодежи представляют следующие советы Кашгари: «Если кто-нибудь, в общежитии, носит прозвище, заключающее в себе нечто дурное про того, до кого оно относится, например: косой, немой, хромой и т.п., то дозволяется в его отсутствие произносить это прозвище для того, чтобы могло быть понятно, про кого идет речь; но если те же слова произносятся с целю оскорбит того, к кому они относятся, то это грешно. Находясь в собрании, неприлично говорит с другими по секрету, или употреблять в разговоре такой язык, который не всем понятен» 4 . В заключение следует отметить, что несмотря на то, что книга «Адаб ус-са- лихин» («Адаб-уль-салихын») была написана давно, она до сих пор не потеряла своего воспитательного значения. Она предлагает людям в своих поступках исхо- дить из простых общечеловеческих норм нравственности. «Кодекс приличий на Востоке» оказывает неоценимую услугу, ибо подробно знакомит с народными обычаями и традициями, воспитывает уважение к образу жизни людей, живущих рядом. Общечеловеческие принципы поведения человека, нормы взаимоотноше- ний людей, и особенно правила повседневного этикета, скрупулезно изложенные Кашгари в его труде «Адаб-уль-салихын», можно по праву считать школой эти- ческого и эстетического воспитания. 1 Гаури, Иоганн. Ислам и его влияние на жизнь его последователей. Ташкент, 1893. С. 225. 2 Кашкари, Мухаммед Садык-и. Кодекс приличий на Востоке: (Адаб-уль-салихын). Ташкент: Камалак, 1992. С. 26–27. 3 Там же. С. 30. 4 Там же. С. 31–32.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=