XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
218 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция VI ногам прохожих, то надлежит убрать с дороги такой предмет, если это окажется возможным. Если случится высморкаться или плюнуть на дорогу, то надо засы- пать землей мокроту и тогда уже двигаться далее. «Если по дороге встретится увечный, калека, то ему следует оказать помощь; если, идя на встречу идущему, служанка, или ребенок нес в руках посуду, уронил ее и, разбив, огорчился этим, то следует дать встретившемуся такую же посуду, чтобы этим доставить огорченному удовольствие» 1 . Все замечательно в этом отрывке, но особенно забота об окружающих, стремление помочь всем и особенно людям с ограниченными возможностями. Важно подчеркнуть, что в Объединенных Арабских Эмиратах условия для передвижения людей с ограниченными возможностями созданы повсеместно и продуманы во всех мельчайших деталях. Так, историческая тра- диция, порой, находит место в современности, обогащая ее гуманистическими смыслами и философией милосердия и человекопочитания. Четвертая глава «Адаб ус-салихсн» посвящена приличиям, соблюдаемым в общественных собраниях. В третьем параграфе этой главыМухаммад Кашгари пишет о правильном поведении на общественных собраниях: «Перед собра- нием необходимо совершить омовение. Необходимо, предварительно очистив одежду, надушить ее и свое тело; вещества, обладающие дурным запахом, следует удалить, чтобы не причинить неприятности людям, присутству- ющим в собрании. Надо вычистить зубы и очистить рот от запаха сырого лука, чеснока или тому подобных вещей, чтобы не возбудить неудовольствие присутствующих в собрании» 2 . Кроме этих правил он дает и следующие реко- мендации: надо остерегаться в собрании произносить неприличные слова, проявлять дурные стороны своего характера, делать неприличные движения и, вообще, надо стараться вести себя как подобает приличному человеку. Если кому-либо из находящихся в собрании придет время чихнуть, то следует ста- раться произвести при этом как можно меньше шума и прикрыть рот руками, или чем-нибудь другим. Особое внимание Мухаммад Кашгари уделял проблеме взаимоотношений между людьми, в частности, проявлению уважения к старшим, родителям. Это не случайно, так как «почитание родителей занимает одну из верхних строк в мусуль- манской системе моральных ценностей и весьма слабо выражено у европейских народов» 3 . Этот высоконравственный принцип справедливо отмечен и в трудах европейских авторов. Одним из них является труд Иоганна Гаури, который был удостоен золотой медали в конкурсе, проведенном 1878 году. В нем затрагива- емый вопрос освещается так: «Неповиновение родителям считается одним из семи смертных грехов. Поэтому, как бы ни были изнежены и избалованы дети, они всегда бывают послушны родителям и по отношению к другим взрослым 1 Кашкари, Мухаммед Садык-и. Кодекс приличий на Востоке: (Адаб-уль-салихын). С. 20. 2 Там же. С. 25. 3 Байбурин А. К. Об этнографическом изучении этикета // Этикет у народов Передней Азии. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. С. 23.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=