XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 217 Источниковедение и историография народов Центральной Азии и Кавказа белого цвета, это суннат, и большую частьжизни следует носить белые одежды; одевать красные и желтые одежды мужчинам грешно; д) Одежду необходимо содержать всегда в чистоте; в книге Сахир сказано: «чистота неразрывно свя- зана с верою»; е) Людям богатым надлежит надевать хорошую одежду, чтобы этим обнаружить свой достаток, но только в таком случае, если, будучи одет в дорогие одежды, человек в состоянии удержаться от гордости и тщеславия. Учителя тариката 1 советуют надевать хорошие одежды только тем людям, которые сумели заглушить в себе голос тщеславия и победить чувство гордости 2 . Все это очень важно для воспитания у ребенка, который уже со школы ощу- щает, что одежда делает его исключительным или незаметным, а порой и изгоем. Пример Пророка, его авторитет в мусульманском мире, позволяют с одной сто- роны добиться некой демократичности в отношении одежды, с другой стороны объяснить, почему кто-то может себе позволить более дорогое одеяние, согласно социальному статусу. Справедливость здесь диктуют не абстрактные идеи, а реальность социальной жизни. Важно, что пример Пророка позволяет ребенку не зацикливаться на том, как изыскано и дорого он одет, а обращать внимание на опрятность и чистоту, которая считается «половиной веры». Правила поведения «Адаб ус-салихин» на улице поражают уважением к чело- веку и редким тактом, особой этикой взаимоотношений между, в основном, не знакомыми друг с другом людьми. Согласно «Адаб ус-салихин»: двигаясь по улице, следует смотреть себе под ноги, а не глазеть по сторонам, идти следует осторожно. Ходить следует, соблюдая осторожность, в особенности, на базаре или в местах большого скопления народа не причинить по рассеянности кому- либо вреда или неприятности, например, не ударить кого-либо, не толкнуть или не наступить кому-либо на ногу. «Если случится встретить двух идущих рядом людей, занятых разговором между собою, то неприлично проходить между ними. …Встретившись с кем-либо на улице, не следует останавливаться для разговора, а, высказав приветствие, немедленно пройти дальше; если же необходимо будет переговорить с встречным, то следует отойти с собеседником на край улицы. Это, впрочем, не относиться до встречи в таких местах, где никто не ходит; в таких местах, а также сидя в доме, спрашивать другого о здоровье и благо- получии — можно, это ведет к сближению» 3 . Мухаммад Кашгари рекомендует, что если прохожий заметит на дороге острый шип какого-нибудь растения или камень, которые могут причинить боль 1 Тарикат — от арабского «ат-тарика» («путь») — термин, употребляемый, во-первых, для обозначения суфийских братств, во-вторых, для обозначения метода мистического познания Боже- ственный истины и тех нравственных предписаний и психофизических упражнений, с помощью которых суфии достигают скрытой от непосвященных истины и «растворяются» в Божественной сущности («сливаются» с ней). 2 Кашкари, Мухаммед Садык-и. Кодекс приличий на Востоке: (Адаб-уль-салихын). Ташкент: Камалак, 1992. С. 16–17. 3 Там же. С. 19.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=