XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

216 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция VI произвольно изменит, или сократить общепринятую фразу приветствия; в) Отвечать на приветствие надлежит немедленно, и при том настолько громко, чтобы тот, к кому обращаются, услышал сказанное; в противном случае, обязанность получившего приветствие останется не выполненною; г) Если кто-либо входит в собрание мусульман и высказывает приветствие, то слова свои отнюдь не должен обращать исключительно к кому-либо одному из находящихся в собрании, а приветствовать всех вообще присут- ствующих» 1 . Полагаем, что простота этих правил не должна уводить нас от главного, стремления создать в образе жизни атмосферу взаимопонимания, которое будет основано на принципах уважения к личности, поведенческих стандартах ориентированных на оптимизацию условий коммуникабельности в условиях традиционного образа жизни. «Адаб ус-салихин» как система алгоритмов-традиций, а точнее алгоритмов предписаний, формирующих поведенческие стандарты в исламском мире, дает человеку четкие векторы действий. Так, согласно «Адаб ус-салихин», при встрече с глухим и немым человеком следует: «...приветствие сопровождать жестом руки; если же знака рукой сделана не будет, а приветствия глухой не услышит, то для него не обязателен и ответ на обращенное к нему приветствие. Если приветствуют немого, то он должен ответить жестом руки; если же немой приветствует кого-либо знаком, то отвечать ему следует и словами и жестом: тогда обязанность будет выполнена» 2 . Во втором параграфе главы второй речь идет об одежде, которая и предмет личной гигиены, и выражение эстетических предпочтений, и возможность про- явить милосердие и помочь нуждающемуся. Последнее деяние является часть мусульманской религиозной культуры. Известно, что, когда у пророка Мухаммада появлялась новая одежда, он отдавал старую со словами: «Тот, кто обретает новую одежду и прочтет соответствующее обращение к Аллаху, и при этом отдаст свою старую одежду нуждающемуся мусульманину, будет пребывать в божественной защите Всевышнего на протяжении всей жизни, также после смерти, пока хотя бы одна из вещей, данная им, будет находится на теле этого человека». Мы специально подчеркиваем этот обычай, введенный пророком Мухаммадом для того, чтобы подчеркнуть воспитательное значение всего, что несет в себе сунна, давая для детей и юношества примеры из его жизни. Согласно предписаниям «Адаб ус-салихин» относительно одежды, необходимо помнить, что: а) не следует надевать предпочтительно какую-нибудь одну одежду, а что придется из имеющегося. Пророк тоже имел обыкновение надевать раз- личные одежды, и не придерживался какой-либо одной: рубашку ли, пояс стыд- ливости, покрывало ли, штаны ли, богатое верхнее платье или простое, корону, шубу, плащ, ичиги, калоши—все надевал, как случится; … г) Одежда должна быть 1 Кашкари, Мухаммед Садык-и. Кодекс приличий на Востоке: (Адаб-уль-салихын). Ташкент: Камалак, 1992. С. 9–10. 2 Там же. С. 10.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=