XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 215 Источниковедение и историография народов Центральной Азии и Кавказа общественных бань, больных и семей, где кто-то умер, в гостях и во время путеше- ствий. Но в связи с ограниченностью объема данной статьи, мы рассмотрим лишь несколько элементарных норм поведения человека, отраженных в сборнике. Даже из этих правил ясно видно, что они очень полезны для нравственного воспитания детей и юношей, которые должны с ранних лет знать правила этикета. В первом параграфе первой главы Кашгари, прежде всего, остановился на таком тонком моменте, как посещение чужого жилища. Детям и юношам надлежит знать, что, если их пошлют в гости, или с весточкой к родственникам, друзьям семьи, или людям, к которым у старших есть какое-либо дело, они должны соблюдать целый ряд правил, которые требуют правила достойного поведения. Итак, согласно «Адаб ус-салихин», при посещении чьего-либо дома необходимо соблюдать следующее: а) желающий войти в чей-либо домдолжен еще за дверьюпредупредить хозяина о своем намерении войти; для этого следует постучать в двери или покашлять; б) когда стук или кашель будет услышан и из дома послышится отклик, следует, произнеся предва- рительно приветствие ас-салямуалейкум (мир вам), спросить разрешения войти в дом; в) если после троекратного вопроса из дома не слышно будет ответа и не последует разрешения войти, то необходимо, не настаивая более, возможно скорее удалиться; г) если хозяин дома, не отворяя двери, спросит пришедшего: кто там? — то следует ответить, назвав свое имя, а не говорить уклончиво: ваш друг, ваш покорный слуга, чтобы не оставить спрашивающего в недоумении, кто к нему пришел 1 . Хочется отметить редкий по сегодняшним меркам такт и удивительную гармо- нию человекопочитания во всех действиях при посещении чужого жилья согласно «Адаб ус-салихин», исключительное уважение к человеку, которого придется потревожить по той или иной причине. Прививая ребенку с детства подобное отношение к людям, мы воспитываем в нем культуру общения, закладываем алгоритмы-традиции достойного социального поведения. Самое простое, но обязательное правило этикета — приветствие, необходи- мость здороваться при встрече со знакомыми людьми, товарищами по работе, учебе, соседями. Приветствие является проявлением дружелюбия и глубокого уважения. Кашгари до мелочей описывает правила этого этикета. Он писал: «а) Если двое мусульман встречаются, они обязаны приветствовать друг друга, не придавая значения тому, — в дружественных, или враждебных отноше- ниях находятся они между собою, потому что приветствие установлено пророком и составляет «суннат» 2 ; б) Приветствие должно быть высказано непременно словами: «мир вам», или «мир вам, изобилие и милость Божия, а будет невежливо, если приветствующий скажет: «мир тебе», или вообще 1 Кашкари, Мухаммед Садык-и. Кодекс приличий на Востоке: (Адаб-уль-салихын). С. 8–9. 2 Су́нна ( араб « — ةنس . обычай; пример») — мусульманское священное предание, излагающее примеры жизни пророка Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины (уммы) и каждого мусульманина. Сунна является вторым после Корана источником исламского права (фикха) и тесно взаимосвязана с ним, объясняет и дополняет его. Для традиционалистов следование сунне пророка Мухаммада является главным содержанием жизни мусульманина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=