XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
214 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция VI математику, астрономию, географию, философию, логику, этику, богословие, одно- временно изучал персидский и арабский языки, знакомился с арабской, персидской и тюркской классической литературой. Был талантливымпоэтом. Например, в работе автора «Тазкира-и азизан» («Жизнеописание святых»), написанной в 1788 г., помимо прозаических исторических материалов имеются и стихотворения. ПоэтМухаммад Кашгари взял себе псевдоним «Садик» («преданный», «верный»). Закончив обучение, Мухаммад Садик преподавал в медресе Ханлик в Кашгаре, был мударрисом (старшим преподавателем). Умер мыслитель в Кашгаре в 1849 г., прожив сто двадцать четыре года 1 . Творческое наследие Мухаммада Кашгари охватывает широкий круг вопросов по истории ислама, мусульманской этике, философии и педагогики. Кашгари напи- сал более 18 произведений. Из них наиболее значительными являются: «Тазкира-и азизан» («Жизнеописание святых»), «Тазкира-и ходжаган» («Жизнеописание ходжей»), «Зубдат-ал-масаил в ал-акайид» («Квинтэссенция религиозных поло- жений и догматов веры»), «Тазкира-и асхаб-и кахф» («Жизнеописание друзей по пещере»), «Куран тафсир» («Комментарии к Корану»), «Ислам асаслари» («Основы ислама») и произведение, которое значительно обогатило мусульманскую этику, «Адаб ус-салихин», широко известное как «Кодекс приличий на Востоке» 2 . Этот труд, посвященное проблемам культуры поведения, написано Мухаммадом Каш- гари на основе догматов ислама и предписаний шариата. Одним из внешних проявлений культурного облика народа (речь идет о нормах поведения и связанных с ними представлениях) является этикет. Он имеет те же моральные ценности, которые присущи всему комплексу культурного достояния. В силу того что этикет обладает свойством аккумуляции пережитых народом в про- цессе его культурно-исторического развития взглядов и опыта, в нем наиболее ярко отражены принадлежащие к различным культурным эпохам религиозно-этические представления 3 . Глубоко осознав эту непреложную истину в свое время, Кашгари счел необходимым для молодежи подробно изучить правила приличия и реко- мендовал использовать его в нравственном воспитании и становлении личности. Впредисловии к книге Кашгари отмечал: «Длятого, чтобы иметь возможность достичь высокого положения и заслужить всеобщее уважение и почет, необходимо во всех подробностях изучить общепринятые приличия на каждый случай жизни и строго придерживаться этих правил» 4 . Со слов самого Кашгари нам известно, что содержание книги подразделяется на семь глав, а каждая глава содержит в себе четыре параграфа. В них подробно анализируются нормы поведения людей в быту и общественных местах: при приветствии, рукопожатии, на улице, при посеще- нии дома кого-либо, в обществе, во взаимоотношениях супругов, при посещении 1 Уйгур классик адабияти тарихи. Т. II. Урумчи, 2002. (Уйгурск. яз.). С. 920–923. 2 Нарынбаев А. И. Избранные произведения. Бишкек: Илим, 2004. С. 314. 3 Богучарский Е. М. Мусульманский этикет. М.: РИПОЛ классик, 2010. С. 8. 4 Кашкари, Мухаммед Садык-и. Кодекс приличий на Востоке: (Адаб-уль-салихын). Ташкент: Камалак, 1992. С. 8.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=