XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 213 Источниковедение и историография народов Центральной Азии и Кавказа Об этомсвидетельствует его собственные слова: «Случайно встретив в книжной лавке константинопольское литографированное издание «Адаб-уль-салихын», я заинтере- совался содержанием сборника, по замыслу напоминающего пресловутый «Хороший тон» Э. Гоппе и английские издания подобного рода, а прочтя книгу, убедился, что перевод труда Мухаммед Садыка может быть полезен всякому, кто интересуется внутренней жизнью наших среднеазиатских туземцев, или просто пожелает узнать, какие манеры и приемы кажутся «приличными» на взгляд мусульманина» 1 . Кроме этого, вполне вероятно, что Н. С. Лыкошин, которого Советская власть в Туркестане позже признала как «знатока Туркестана» 2 не знал биографию Мухаммада Садика Кашгари. На это указывают его слова: «Если для европейца знание приличий необходимо и учтивость составляет достоинство и украшение всякого порядочного человека, то на востоке, где сохранение чувства собственного достоинства привито самой религией ислама, а знание приличий составляет долг каж- дого, независимо от общественного положения и происхождения, ощущалась давно потребность собрать воедино и изложить в системе те приемыи правила вежливости на все случаи жизни мусульманина, какие признаются наиболее отвечающими при- меру самогоМухаммеда, прижизни, и его первых последователей. Задавшись целью создать такого рода сборник, некто Мухаммед Садык, родом кашгарец, посвятил не мало труда на то, чтобы выбрать из разных книг шариата все, относящееся к умению солидно держать себя и изложить все эти сведения в строгой последовательности» 3 . По признанию Н. С. Лыкошина, «труд автора (Мухаммада Садика Каш- гари — М. А.) увенчался полным успехом, и книга «Адаб-уль-салихын» (приличия мудрых, или благочестивых) среди туземцев Туркестанского края пользуется заслуженной известностью» 4 . Считаем целесообразным ознакомить читателей с жизнедеятельностьюМухам- мада Садик Кашгари, труд которого был широко известен жителям Туркестанского края, но биография которого была малоизвестна Н. С. Лыкошину. Мухаммад Садик Кашгари — один из известных уйгурских мыслителей второй половины XVIII и первой половиныXIX века. Он был одаренным ученым-историком, специалистом в области этики, теологии, переводчиком и общественным деятелем, внесшим важный вклад в развитие философской, общественно-политической, этической и эстетической мысли уйгурского народа. Мухаммад Садик Кашгари родился в 1725 г. в старинном городе Кашгаре в семье местного религиозного деятеля Муллы Алам-ахуна. Получил начальное духовное религиозное образование в семье под руководством отца. Затем он учился в наиболее престижном в Кашгаре медресе Хамидия. Будущий ученый изучал здесь историю, 1 Кашкари, Мухаммед Садык-и. Кодекс приличий на Востоке: (Адаб-уль-салихын). Ташкент: Камалак, 1992. С. 6. 2 Лыкошин Н. С. Хороший тон на Востоке. М.: АСТ: Астрель, 2005. С.6. 3 Кашкари, Мухаммед Садык-и. Кодекс приличий на Востоке: (Адаб-уль-салихын). Ташкент: Камалак, 1992. С. 5. 4 Там же. C. 5.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=