XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 205 Источниковедение и историография народов Центральной Азии и Кавказа да по четыре чарки вина по ведру меду по ведру пива хановым людем дватцати ч(е)л(о)в(е)ком по ш(е)сти д(е)н(е)гъ по три чарки вина посол(ь)ским людем пят- натцати ч(е)л(о)в(е)ком по три д(е)н(ь)ги по чарке вина ч(е)л(о)в(е)ку на ден(ь) да хановым же и посол(ь)ским людем вопче по два ведра пива на ден(ь) да зверю бабру на кормъ вместо баранов по тринатцати алтынъ по две д(е)н(ь)ги на ден(ь)» 2) «и того г(о)с(у)д(а)рь посла с хановыми и с ево посол(ь)скими люд(ь)ми и с приставом и с толмачом дав им подводы из Синбирска отпустили к тебе великому г(о)с(у)д(а)рю ц(а)рю и великому кн(я)зю Алексею Михаиловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу к Москве ноября въ SI [16 — Д. К.] де(нь)» 1 . В зачине приведенной воеводской отписки привлекает к себе внимание своеобразный элемент —  холоп твой ( холопы твои ) 2 , употребленный адресан- тами — воеводами по отношению к адресату — царю. На этот обычай обращал внимание в свое время французский капитан Жак Маржерет, находившийся в начале XVII в. на русской службе, и с удивле- нием писал: «Сar tous ceux du paus soit Nobles, Innobles: les frères mesmes de l’Empereur, s’appellent Clops hospodaro, qui est à dire esclaves de l’Empereur» (т.е. «Ведь в этой стране все — знатные и незнатные, — даже царские братья, называют себя холопами государевыми») 3 . Смысл этого канцелярского обычая, относящегося только к служилым людям, хорошо разъясняется в одной из работ русского историка и источниковеда С. Е. Веселовского — «Пo вопросу o «холопьях» — почему служилые люди везде в cвoих челобитьях гoвopили, что они холопы? Толковали тaк, что это простая фopмулa, которая ровно ничего нe значит. A я убедился в тoм, что это нe простая фopмулa, a что она имеет важное значение. Когда какой-нибудь удельный князь или бoяpин пиcaл «холопы», тут нe простая шутка. В cвязи c занятиями пo истории класса служилых землевла- дельцев я пришел к убеждению и нaшeл подтверждение, что зaпиcи o службе были наследственные и oни приближались к полному холопству. Служебная зависимость, в которую пoпaл c первых времен феодализма служилый человек, была аналогична полному холопству. Этим объясняется тo, что это «холопья» встречается в самых древних документах» 4 . Так что формулу холоп твой ( холопы твои ) воеводы употребляли в своих отписках, чтобы показать свою служебную зависимость от царя. Содержание отписок воевод русских городов предопределяет их лексический состав. Здесь можно выделить несколько тематических подсистем: 1) наименова- 1 РГАДА. Ф. 134. Оп. I. 1670. Д. I. Л. 13. 2 Об этом подробнее см.: Кулмаматов Д .С. Хoлoп твой — общий вaш хoлoп // Русская речь. M.: Наука, 2003. № 4. C. 66–72. 3 См.: Worth D. S. The French Captain’a // Russian Linguistics, 1981, vol. 5, № 3, Aug., p. 208. Цит. по Добродомову И. Г. Слово и время // Античная литература и современная наука. М.: Наука, 1985. С. 314. 4 Вeceлoвcкий C. Б. Тpуды пo иcтoчникoвeдeнию и иcтopии Poccии пepиoдa фeoдaлизмa. M . : Нaукa, 1978. С. 233.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=