XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 201 Источниковедение и историография народов Центральной Азии и Кавказа констатирует, что Средняя Азия в древности и средневековье была перекрестком цивилизаций, связывавшим Китай с Западом, где на протяжении веков древние политеистические религии уступали место зороастризму, буддизму и исламу, а купцы основывали торговые империи вокруг легендарного Шелкового пути, создавая историческое наследие, в котором сочетаются культурные элементы Ирана, Китая и Индии.  В книге показана роль средневековой Бухары в восточно-исламском мире и тюркизации Средней Азии. Учитывая пробелы исламской истории, автором реконструируется золотой век города, ставшего в X веке столицей восточноиран- ского культурного пространства и символом персидского ренессанса. Стивен Фредерик Старр, основатель и председатель Института Центральной Азии и Кавказа, профессор университета Джонса Хопкинса (США) в своей книге «Утраченное просвещение: золотой век Центральной Азии от арабского завоева- ния до времен Тамерлана» отмечает, что, в том числе, благодаря Шелковому пути, «мусульманский мир до монгольского нашествия был главным интеллектуальным и инновационным центром Западной Евразии. Здесь корни будущего европейского Ренессанса.» и раскрывает широкую панораму политических, экономических и культурных процессов в Центральной Азии 1 . Конечно, данные публикации разнятся и по характеру методологических подхо- дов и по стилю написания (от сугубо научного до публицистического и научно-по- пулярного), однако, несомненно, являются фундаментальными и уникальными в своем роде. Красовицкая Т. Ю. (ИРИ РАН, Москва) Языки описания этнокультурного дискурса Российской империи академическими, миссионерскими и советскими востоковедами. Конец XIX — ранний сталинизм 1920-х годов Под языком описания этнокультурного дискурса понимается механизм его социализации и аккультурации. Познание действительности человеком имеет две особо значимые особенности: первая — закрепление в языке результатов познающей деятельности человека и вторая — осуществление этой деятельно- сти в коммуникации. Важны и основные субъекты действия. От постановки ими 1 Старр, С. Ф. Утраченное Просвещение: золотой век Центральной Азии от арабского завоева- ния до времен Тамерлана. (Lost Enlightenment: Central Asia’s Golden Age from the Arab Conquest to Tamerlane.). М., 2017. 574 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=