XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 197 Источниковедение и историография народов Центральной Азии и Кавказа на местах, исламом, личной гигиеной, медициной, феодальными пережитками. С первых дней своего появления азербайджанское киноискусство сразу же начало активно бороться против религии. Фильмы азербайджанских авторов обличали пороки мулл, сопереживали в своих фильмах людям, которые должны были про- должать подчиняться нормамшариата, тем самым отстраняясь от советской жизни и оставаясь в плену традиционного общества с его устаревшими идеалами. Таким образом, фильмы «Севиль» и «Алмас» репрезентируют столкновение советской пропаганды и традиционного образа жизни в азербайджанском кинематографе конца 1920-х — середины 1930-х годов. Оппозиция старое/новое реализуется через гендерный вопрос и создание на киноэкране образа современной советской женщины. Грамотная и самостоятельная, она должна стать полной противопо- ложностью женщины дореволюционных времен, на которую оказывали влия- ние законы шариата и адата. Гендерное неравенство, зависимое экономическое положение от мужчины и узость коридора возможностей жизни в обществе, лишенного эмпатии к женской судьбе, осуждаются советским правительством и, как следствие, кинематографом. Героини, подобные Севиль и Алмас, — символы будущего страны, с одной стороны, эмансипированные и свободные девушки Востока, а с другой—наделенные женской привлекательной и материнской силой персонажи. Фундаментальные идеи Советской власти в отношении медицины, грамотности на местах, борьбы с суевериями и религиозными догмами в карти- нах «Севиль» и «Алмас» проводятся, прежде всего, через проблему гендерной политики и вписываются в канон сталинского соцреализма. Каримова Н. И. (Джизакский государственный педагогический университет, Узбекистан) Торговля специями и пряностями в Центральной Азии (вторая половина XIX — начало XX вв.) В Центральной Азии в первой половине XIX века стремительно развивалась торговля специями и пряностями. Караванные пути проходили в Центральную Азию и Китай через торговые города Оренбург, Троицк, Петропавловск, Семипа- латинск. Это также способствовало развитию транзитной торговли. Особенностью того времени было то, что торговля постепенно начала переходить в денежную форму. В середине XIX века в крае торговля специями и пряностями осуществля- лась повсеместно. Существовали стационарные и разъездные формы торговли. Во второй половине XIX века торговые отношения Бухарское эмирата были тесно связаны с Россией. Бухара испытывала большие неудобства вследствие

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=