XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
196 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция VI мились модернизировать жизнь крупных городов и самых отдаленных окраин республики. При этом по всему Советскому Союзу постепенно подвергалась переоценке сущность кинематографа как такового. Оставаясь главнейшим из искусств, он принимал на себя функцию не самостоятельного искусства, а транслятора, передатчика. Медиальный характер кино по борьбе с досо- ветскими пережитками отчетливо проявляется в фильмах Амо Бек-Назарова «Севиль» (1929) и Ага-Рзы Кулиева и Григория Брагинского «Алмас» (1936), снятых по пьесам известного азербайджанского поэта и драматурга Джафара Джаббарлы. Посредством этих кинокартин в увлекательной и развлекательной форме велась настоящая битва против народных верований, религии как соци- ального института и религиозного фанатизма, традиционных норм поведения, также основной темой фильмов были принципиальные вопросы роли и ста- туса женщины в обществе. Своим поведением и поступками героини фильмов «Севиль» и «Алмас» подавали пример зрителям в зале и буквально призывали к ликвидации неравенства между мужчиной и женщиной, отказу от трактую- щихся не в пользу женщин законов адата и шариата, одобрению социального раскрепощения женщин, подготовке их к профессиональной самореализации, поощрению личной инициативы советских граждан, искоренению всеобщей неграмотности. Оба женских персонажа, Севиль и Алмас, сыграла молодая азербайджанка Иззет Оруджева. Кинематографическое воплощение портретных характеристик этих героинь многое говорит о генеральной линии гендерной политики Советской власти и о постепенно сложившемся каноне «большого стиля», который закре- пляет правила визуализации женского вопроса на экранах страны. Компаративный анализ внешности и поведенческих моделей Севиль и Алмас дает возможность проследить трансформацию образа жизни азербайджанки в переходный период от дореволюционного к советскому укладу. В середине 1930-х годов в кинематографе происходит важное изменение жен- ского образа, он получает амбивалентную коннотацию, совмещающую в себе феминистические черты и патриархальные. С одной стороны, женские персонажи нового образца должны отличаться от прежних посредством обновления пара- дигмы мышления, современной речи, постулирования иных моральных ценностей. Героини, подобные Алмас, обязаны призвать общественность изменить отношение социума к женщине, и что еще важнее, самой женщины к себе: она ценна сама по себе как личность, а не как приложение к мужчине. С другой стороны, по сравне- нию с фильмами 1920-х годов в кинематографе, как и в других видах искусства, становится актуален мотив материнства и «обновленной патриархальности». Таким образом, несмотря на локальные особенности техник съемки на нацио- нальных киностудиях и важную роль погружения режиссеров в местный быт, на рубеже десятилетий сложился единый советский кинематографический канон. Помимо гендерного вопроса, драматург Дж. Джаббарлы и авторы экраниза- ций его пьес затрагивают первостепенные проблемы, связанные с грамотностью
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=