XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 185 Источниковедение и историография народов Центральной Азии и Кавказа Исследования ногайцев развернулись в Астраханском регионе к концу XX в., вызвав некое межтюркское раздражение (ногайцы понизовья прежде числились «татарами»). Потребность того возросла у самих ногайцев: и в Астрахани, и за её пределами. Приходилось сочетать источники наличные по здешним субэтно- группам: «юртовским ногайцам», или, по самообозначению, «нугае — татарам», потомкам выходцев с р. Яик—Урал (20 – 25 тыс. чел. вокруг г. Астрахани) и «ногай- цам — карагашам» кубанского происхождения, из пленных у калмыков (7 – 9 тыс. чел., Красноярский уезд, район) К устным, письменным и др. источникам добавим различие «первичных» (ногайцы о себе на письменном яз. ʺтюркūʺ), «переходных, или полупервичных» (они о себе же, но на русском) и «вторичных» (приезжие, военные и чиновники о ногайцах). Очевиден недостаток строго «первичных». Так, архивы «юртовских “мәхәллә” — сельских кварталов», упомянутые ранее, обнаружить не удалось. Для понимания этапов миграции карагашей и их первых селений сейчас изучаются фрагменты «Рукописи о Сеитовке», бывшей у сельских аксакалов в неск. списках. В число «переходных» и «иных письменных» включаем два послания на русском яз. от карагашей Сеитовки вице-канцлеру, графу К.В. Нессельроде от 25 декабря 1835 г. и 26 августа 1837 г.: «Мы, карагасцы <…> (берём. — В. В .) начало породы нашей от (горских) татар, допред кочевавших на реке Кубани, на (в) урочище Карагач…» 1 . Хранились они в личном архиве просветителя и мухта- сиба А.И. Умерова (1867–1933), умершего в ссылке, а затем у членов его семьи. Обнаружены они и опубликованы госслужащим — архивистом из г. Казани, астраханцем С. Т. Рахимовым. Несомненна удача госслужащего - международника из г. Астрахани И. В. Торо- пицына, изучавшего в хранилищах Юга России офиц. реляции и отчёты (вторич- ные, от гражд. и военных служащих), обнаружившего указание, что ногайцы- «салтанаульцы» (сменили карагашей на кочевьях нынешн. Ставрополья. —  В. В .), скрывались от царских войск в феврале–апреле 1743 г. «в урочище “караага т” » 2 . Переписчик точно наметил исходный этноним «кара-ага ш » (русск. «тёмный лес»), но с  досадной опиской в конце. Мв сожалели, что два автора, почти однокашники на истфаке в г. Астрахани, даже не процитировались взаимно 3 . Обнаружен нами был и юртовский доку- мент переходного типа. Сообщая начальству опросные статданные, старшина Царевской волости Исхак Мухаммедов сообщал в 1877 г.: «Предки наши были Юрт-Ногай, из Азии пришедше…, жизнь вели кочевную <…> (до) приезда царя 1 Цит. по: Рахимов С. Т. Габдрахман Гөмǝри: фǝнни-биографик җыентык (Абдурахман Умеров: научно-биографич. сб.). Казан, 2002. Б. 351, 365. 2 Торопицын И. В. Россия и ногайцы: поиск путей самоопределения и сосуществования (первая половина XVIII в.) // Тюркологический сборник. 2009–2010. М., 2011. С. 341 3 Викторин В. М. Мурзы и эмеки в этносоциальной среде ногайцев-едисанцев (джетисанцев) при г. Астрахани в XVII–XIX вв.: к эволюции их сообщества при переходе к оседлости // Тюрколо- гический сборник (Turkologica). 2011–2012. М., 2013. С. 61–62 и сн. 2.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=