XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

184 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция VI ского мусульманского духовного правления шиитского учения шейх-уль-ислама Ахмеда Гусейнзаде (1812–1887), в которой он объяснял важность изучения наук с точки зрения шариата 1 . Побуждение мусульман к освоению грамоты, получению образования и знаний о мире чаще всего сопровождалось их критикой и сравнением с другими более «успешными» народами. Зардаби регулярно отмечал, что «наш Восток (азерб. Məşriq zəmini ) отстал от жителей Европы (азерб. Avropa əhli )» 2 , и задавался вопро- сом: «Какова же причина, по которой мы, мусульмане, униженные и жалкие по сравнению с другими народами, игнорируем дела мира?» 3 . Подобную драмати- зацию и уничижительное отношение к самим себе можно объяснить в том числе влиянием иранского речевого этикета — та‘аруфа (перс. تعارف ‎). В целом, анализ материалов газеты «Экинчи» дает некоторое представление о взглядах и просветительской деятельности тюрко-мусульманских интеллекту- алов Южного Кавказа второй половины XIX в. Зардаби и его единомышленники мыслили в русле позитивизма и европоцентризма, воспринятого в результате знакомства с трудами русских, европейских и американских ученых. Материалы газеты отражают их интерес к эволюционной теории Ч. Дарвина (1809–1882), исто- рическим исследованиям Г. Т. Бокля (1821–1862) и Дж. У. Дрейпера (1811–1882), тюркологическим работам А. Вамбери (1832–1913) и др. При этом, несмотря на восприятие позитивистской идеи конфликта между религией и наукой, а также идеи преодоления «отсталости» мусульманского общества путем распространения ценностей европейского Просвещения, азербайджанско-тюркские интеллектуалы гордились достижениями мусульманских ученых и использовали религиозную аргументацию. Обвинения были направлены против представителей духовенства, позабывших, с точки зрения авторов, о своей миссии трудиться на благо обще- ства. Эту миссию должны были теперь взять на себя образованные и рационально мыслящие молодые люди, представители нового поколения тюрко-мусульманской интеллигенции. Викторин В. М. (АГУ, Астрахань) Ногайцы — оседавшие полукочевники Нижнего Поволжья в сер. XVIII–XIX вв.: источники различного порядка и ход текущих дискуссий 1 «Əkinçi», 1 yanvar 1876, № 12 2 «Əkinçi», 21 iyul 1877, № 15 3 «Əkinçi», 1 yanvar 1876, № 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=