XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 183 Источниковедение и историография народов Центральной Азии и Кавказа приобщение к светским наукам, использование технических достижений других народов виделись единственным способом добиться прогресса мусульман как в отдельных регионах, так и в общемировом масштабе. Создатель и главный редактор первой частной газеты на азербайджанском тюрки «Экинчи» (азерб. Əkinçi — «Пахарь», 1875–1877 гг.) Гасан-бек Зардаби (1842–1907) одним из первых начал разрабатывать риторику подобного рода. Изучение светских наук виделось решением практически всех проблем, обсуж- давшихся на страницах «Экинчи». В одном из первых номеров газеты Зардаби писал, что «времена изменились, мы познакомились с обладателями научных знаний. <…> Нам тоже надо приобщаться к наукам, чтобы не проиграть в борьбе за существование, чтобы быть наравне с другими народами, иначе не видать нам благоденствия. <…> Только упорный труд и изучение наук помогут нам» 1 . Поскольку российская культурная среда была европоцентрична, вовлекавшиеся в нее мусульмане, прежде всего, представители интеллектуальной элиты, знако- мясь с наследием европейского Просвещения, неизбежно перенимали концепции и категориальный аппарат европейских гуманитарных наук. Сам термин «борьба за существование» отражает серьезное увлечение Зардаби эволюционной теорией Чарлза Дарвина (1809–1882), усвоенной им в период обучения на физико-матема- тическом факультете Московского университета (1861–1865) 2 . По мнению Зардаби и его единомышленников, миссию по просвещению мусульманского населения Южного Кавказа, по адаптации его к новым условиям жизни должны были взять на себя представители интеллигенции. Успех их про- светительской миссии во многом зависел от способности различных социальных групп объединить свои усилия. Авторы «Экинчи» призывали состоятельных людей выделять средства на строительство школ, приобретение типографского оборудования, подготовку учителей и т.д. Однако широкого отклика эти призывы не вызвали 3 . Регулярно подвергая критике систему традиционного религиозного образова- ния, авторы «Экинчи» отнюдь не считали религию источником существующих проблем. По их мнению, все дело было в устаревших обычаях, которые вели не только к невежеству, но и к несвободе 4 . Свобода понималась не только в духов- ном, но и в материальном плане, а освоение наук и технологий виделось залогом экономической независимости и процветания 5 . Чтобы объяснять свою позицию понятным для широких масс языком, авторы газеты использовали религиозную аргументацию и обращались к религиозным авторитетам. Так, в одном из номеров была опубликована статья главы Закавказ- 1 «Əkinçi», 20 sentyabr 1875, № 5 2 Мамедов Ш. Ф. Мировоззрение Гасан-бека Меликова Зардаби. М.: Изд-во Московского университета, 1960. C. 7–13. 3 Там же. С. 25–26. 4 «Əkinçi», 17 mart 1877, № 6 5 «Əkinçi», 16 yanvar 1876, № 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=