XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

178 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция VI В изложении материала обращают на себя внимание две основные тенден- ции. Первая — максимальная древность и продолжительность представленной истории народа. Повествование начинается с происхождения первобытного чело- века, в частности, упоминается неандертальский мальчик из Тешикташа (с. 9); далее немало страниц посвящается археологическим культурам каменного века, первым орудиям труда и др. (с. 10–31). Вторая характерная черта —переплетение исторических и легендарных событий, а также привлечение Авесты в качестве одного из основных источников (в некоторых случаях ее сведения оцениваются критически, в других—приводятся без комментариев). Довольно часто рассказы Авесты иллюстрируются цитатами из «Шахнаме». Так, в параграфе об освоении древним человеком огня упоминается царь Хушанг, с которым по легенде связано это событие, а затем следуют соответствующие строки Фирдоуси (с. 15). Около половины глав посвящено каменному, меднокаменному и бронзовому веку. В научное повествование плавно вплетены имена легендарных царей из династий ПишдадидовиКеянидов, а также сюжеты, знакомые читателюпоАвестеи«Шахнаме». В первой главе, непосредственно после параграфа о ледниковых периодах («Яхбандиҳо ва инсонҳо»), излагается предание об оледенении из Авесты («Афсо- наи яхбанди дар “Авасто”»), в котором легендарный царь Джамшид по воле Ахура Мазды строит вару (крепость), чтобы спасти людей и все виды живых существ от грядущей долгой и страшной зимы (с. 17). После, когда земли Джамшида стано- вятся тесны для людей и животных, он при помощи Ахура Мазды и магических предметов трижды расширяет свои владения — сюжет, который часто возводят к миграциям индоевропейцев на юг и восток (с. 19). Главы IV и V («Пайдо шудани аввалин давлатҳо дар Ориёно» и «Пайдо шудани давлати бузург дар Ориёнои Шарқ дар асрҳои XVII–XV П. М.»), посвященные ранней государственности на территории Арианы, содержат особенно подробные пересказы священных текстов зороастризма в сопровождении многочисленных цитат из Фирдоуси. На этих страницах есть предания и о сотворении мира Ахура Маздой и его противостоянии с Ахриманом (с. 57), и о царствовании Джамшида (с.58), и о борьбе Фаридуна с Заххаком (с. 59), и о разделении земель между сыновьями Фаридуна (с. 60). Далее рассказывается о царях из династии Кеяни- дов: Кей-Кобаде (с. 68), Кей-Кавусе (с. 69) и Кей-Хосрове (с. 70); о враге послед- него — Афрасиабе (с. 72); о правлении Гоштаспа (Виштаспы), во времена кото- рого появляется Заратуштра, пророк новой веры (с. 73). Рассказывается и о сыне Гоштаспа, богатыре Эсфандияре, сражавшемся с вражеским царем Арджаспом (с. 75). Упоминаются также мудрец Джамасп (с. 76) и другие персонажи. Наконец, особенное внимание уделяется зороастризму (с. 78–96). Рассказыва- ется о происхождении и жизни пророка Заратуштры (с. 78); об Авесте, её кодифи- кации и истории открытия её европейцами (с.80). Особенно подробно рассмотрены отдельные книги, входящие в состав Авесты (с. 84). Раскрываются и некоторые зороастрийские представления о мире, о добре и грехе (с. 91). Отдельно говорится о культовых сооружениях (с. 93) и праздниках (с. 94) зороастрийцев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=