XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 167 Источниковедение и историография народов Центральной Азии и Кавказа название «Шарх аш-шихаб». Автором второго сочинения является ученик Абу ал-Касима ал-Варрака известный суфий и богослов Абу Бакр ад-Дарбанди. Лич- ность этого ученого стала нам известной благодаря его работе «Райхан ал-хакаик», исследованиюкоторой посвящена монографияА. Аликберова «Эпоха классического ислама на Кавказе». Сочинение называется «Тухфат ал-асхаб фи шарх аш-шихаб». Мною были выявлены 13 списков «Шарх аш-шихаб», хранящихся в библиотеках и архивах в различных частях мира. Четыре из них удалось исследовать лично. Это одна рукопись, переписанная в XIII в., две рукописи, датированные XIV в., и одна рукописьXIXв. Общий результат исследования будет представлен в данном докладе. Сочинение ал-Варрака является комментарием на труд египетского кадия и про- поведника Абу Абдулла ал-Куда‘и (ум. в 1062 г.) «Шихаб ал-ахбар», в котором автор собрал 1200 хадисов, различных мудрых изречений и поговорок, приписываемых пророку Мухаммаду. Прежде всего «Шарх аш-Шихаб» представляет интерес как ценный источник по истории мусульманской культуры и образования на Кавказе. Абу ал-Касим ал-Варрак привел в сочинении множество высказываний своих шейхов и знакомых, из чего можно составить общую картину окружения автора. Спустя какое-то время ближайший ученик ал-Варрака Абу Бакр ад-Дарбанди решил сократить текст «Шарх аш-шихаба» и изложить его суть в своей редакции. В результате получилось отдельное сочинение под названием «Подарок друзьям в виде комментария к “Аш-Шихаб”» («Тухфат ал-асхаб фи шарх аш-Шихаб»). Предисловие начинается со слов Абу Бакра Мухаммада бин Мусы ал-Фараджа ад-Дарбанди о том, что когда он увидел, как «ученый факих и энергичный имам» разъяснил значения хадисов из книги «Аш-Шихаб» без многословия и удлинения, то он решил привести его разъяснения в еще более кратком виде. Окакомименнофакихе идет речь, ад-Дарбанди не сообщает, однако очевидно, что речь идет о его учителеАбу ал-Касиме ал-Варраке. Далее ад-Дарбанди переходит к основному тексту, в котором он весьма кратко, в несколько предложений, резюмирует комментарии своего учителя. Интересны упоминания ад-Дарбанди других своих сочинений. Прежде всего он многократно ссылается на свой труд «Шарх ал-албаб» ( ,)شرح الألباب который, по его словам, является книгой «Шарх ал-Кабир». Это два названия одного сочи- нения. Исходя из косвенных данных, книга представляет собой расширенное толкование хадисов, возможно, самого «Шихаб ал-ахбара». Ещё одно сочинение автора — «Ас-Сирадж» ( ,)السراج сопровождаемое коммен- тарием«Ал-Минхаджфишарх ас-Сирадж» ( .)المنهاج في شرح السراج Из слов ад-Дарбанди следует, что эти произведения также являются комментариями к хадисам. При этом есть основания полагать, что ад-Дарбанди писал «Ал-Минхадж» почти одновре- менно с «Тухфат ал-асхаб». На свою знаменитую книгу «Райхан ал-хакаик» ад-Дар- банди ссылается лишь однажды, что дает нам возможность датировать составление «Тухфат ал-асхаб» примерно вторым или третьим десятилетием XII в. Безусловно, «Шарх аш-Шихаб» и «Тухфат ал-асхаб» являются важными источниками, проливающими свет на крайне малоисследованные аспекты ара- бо-мусульманской культуры Баб ал-Абваба.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=