XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 163 Источниковедение и историография народов Центральной Азии и Кавказа распоряжение об учреждении в Уфе духовного управления, которому подчинялись все мусульманские ученые России. Во время правления Александра II (1855–1881) мусульмане не остались без внимания в процессе реформ. Включив мусульман в административную систему государства, государство хотело укрепить связи с ними. В частности, установить контроль над мусульманским духовенством, имевшим большое влияние на мусуль- ман региона, и таким образом укрепить центральную власть. Мусульмане Закавказья делились на два разных учения: шиитское и суннитское. Понимая это и зная о проблемах между двумя учениями, Российская империя создала два разных управления закавказского мусульманского духовенства. После того, как империя взяла под свое господство Закавказье, важнейшим из положений, касающихся мусульман в регионе, было «Положение о магометанском духовном правлении Закавказского края» (Проект 1836 г.) Статья 9 «Положения» касается строительства мечетей в Закавказье. Этот пункт очень важен для нашей темы. Христианское духовенство получило право давать разрешение на строительство мечетей, которые являются местами поклонения мусульман в регионе. Позже были принятыи другие постановления о закавказскоммусульманскомдухо- венстве. Полностью административное учреждение было создано при Александре II. После долгого процесса подготовки 5 апреля 1872 г. были изданы «Положение об управлении закавказскогомусульманского духовенства суннитского учения» и «Поло- жение об управлении закавказскогомусульманского духовенствашиитского учения». Тифлис стал центром управления закавказского шиитско-суннитского духо- венства. Это административное учреждение было официально открыто в Тифлисе 2 января 1873 г. В полномочия этого учреждения входили мусульмане Бакинской, Елисаветпольской, Тифлисской и Эриванской губерний. Другие регионы не нахо- дились в ведении учреждения. В то время как духовенство шиитского учения воз- главлял шейх аль-ислам, духовенство суннитского учения возглавлял муфтий. На это учреждение, являющееся полностью официальным государственным органом, из государственного бюджета в год выделялось 37 880 рублей. В общей сложности оба постановления состояли из 115 пунктов. Если сравнить, видно, что постановления относительно суннитского и шиитского духовенства почти идентичны друг другу. Важным было то, что закавказское мусульманское духовенство было адми- нистративно централизовано и институционализировано. Зная влияние мусуль- манского духовства на мусульман, Российская империя стремилась усилить центральную администрацию в регионе и контролировать духовенство. Положение 1872 г. о мусульманском духовенстве оставалось неизменным с 1880-х по 1890-е гг. Некоторые изменения были внесены муфтием Закавказья Мустафазаде Хамидом Эфенди в 1873 г., шейхом аль-исламом Закавказья Хузей- инзаде Ахмедом в 1879 г. Фактически они вносились государственным советником В. Безобразовым.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=