XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
158 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция VI «ургеншскому народу» разрешение на прибытие на мыс Кабакты в Мангистау тор- говцев и объявил, что торговые суда русских будут отправленына пристаньКабаклы 1 . Со временем, несмотря на близость к Астрахани, пристань Кабаклы стала менее значимой, так как в связи мелководием суднам стало сложнее пришвартовываться. С 1630-х годов возрастает значение пристани Караган на Мангистау, где возоб- новилась морская торговля. Туркмены-салоры, кочевавшие рядом с этой пристанью, перевозили товар на верблюдах, сопровождали караваны, сдавали в наем верблюдов и лошадей 2 . 18 апреля 1641г., приехавший в Астрахань хивинский гонец Назир Малик с двумя грамотами от хана Исфендияра (1623–1643) к воеводе боярину, князю Одоевскому, просит «прислать по первой весне судов на Караганскую при- стань для Хивинских, Бухарских и Балханских в Россию назначенных послов» 3 . Русское правительство уделяло много внимания торговле со странами Средней Азии, вопросам обеспечения неразрывности связи между астраханскими и каспий- скими портами, в связи с чем судоходство в Каспийском море было объявлено «государственным делом» 4 . В Астрахани было создано специальное учреждение с начальником-боярином, в ответственность которого входило строительство судов для хождения по Каспийскому морю и обеспечение безопасности торговых судов. На судах были установлены пушки. В рапорте астраханского воеводыЮ. А. Сиц- кого (1639 г.) говорится, что «для защиты судов, отправляемых на торговлю через Каспийское море, выделяются военные люди и вооружение, на одном корабле посланы боярин А. Бахмутов, 50 стрелков, три наводчика» 5 . В начале XVIII века получает известность мыс Тюб-Караган, где имелась удоб- ная гавань, защищенная от северных штормовых ветров, и куда обычно приставали русские купеческие суда из Астрахани 6 . С правления Петра I начинается новый период в истории взаимоотношений России с народами Средней Азии. Петр I придавал большое значение установле- нию господства России на Каспийском море и открытию кратчайших торговых путей в страны Центральной Азии и Индию 7 . В 1717 году гибель экспедиции А. Бековича-Черкасского в Хиве повлияла на торговые отношения русских с кочев- никамиМангистау, связанные с возникновением недоверия со стороны российских служителей к народу полуострова. Туркмены стали реже заходить в Астрахань, а русские торговые суда, оснащенные артиллерией, вели торговлю с кочевниками 1 РГАДА. Фонд 134. Сношения России с Хивой (коллекция). Оп. 1. Книги и дела. Дело 1–23. Л. 4. 2 Юдин Л. Начало отношений с туркменским народом. — Ташкент, 1913. С.5. 3 РГАДА. Фонд 134. Сношения России с Хивой (коллекция). Оп. 1. Книги и дела. Дело 1–23. Л. 21. 4 Кекилбаев А. История Мангистау // Энциклопедия Мангистау (на казахском языке). Алматы: Атамура, 1997. С.50 5 Там же. 6 Русско-туркменские отношения в XVIII–XIX вв. (до присоединения Туркмении к России). Сборник архивных документов. Ашхабад: Издательство АН Туркменской ССР, 1963. С. 52. 7 Аннапесов М. Укрепление русско-туркменских взаимоотношений в XVIII–XIX вв. Ашхабад: Ылым, 1981. С. 20.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=