XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 155 Источниковедение и историография курдов рое они занимали в Курдистане, и были вынуждены оставить свои традиционные занятия. Несмотря на все сложности, связанные с процессом интеграции в изра- ильское общество, дискриминацию и политику “плавильного котла”, призванную заставить мигрантов отказаться от традиционной культуры, курдистанские евреи прилагали максимум усилий, чтобы улучшить свой статус в социальное иерархии израильского общества и государства, а также поправить материальное положение. Глубокая религиозность, лояльность, а также прежние крепкие связи с курдами на родине делали их полезным инструментом израильской политики. В своем противостоянии с арабскими странами израильское руководство видело в национальных меньшинствах этих государств своих потенциальных союзников. Прежде всего это касалось Ирака, который занимал после прихода к власти там баасистов самую радикальную позицию в отношении борьбы с Израилем. На севере Ирака также проживало значительное курдское меньшинство. Иными словами в иракском случае возможности и потребности израильской стороны в отношении поиска местных союзников уникальным образом совпали. Партнером Израиля на месте стал лидер курдского повстанческого движения Мустафа Бар- зани. Устанавливая связи с курдами Барзани, Израиль сделал ставку на курдистан- ских евреев, которые еще до миграции выступали в качестве посредников между курдскими кланами и властями. В первые годы восстания Барзани существовали неофициальные контакты известных и влиятельных семей курдистанских евреев, которые действовали согласно указаниям израильских госструктур. В 1980-е гг. были организованы общественные комитеты в поддержку Курдистана при участии выходцев из этого региона. Движение Барзани стало важным фактором в реали- зации национальной безопасности Израиля. В свою очередь, Израиль привлекал внимание курдских повстанцев тем, что был готов сотрудничать с государствами и движениями, которые не рассматривались сверхдержавами как партнеры. Консолидация курдской нации предполагает включение в ее ментальные гра- ницы всех этнических групп, тесно связанных с курдами в социальном, хозяйствен- ном, культурном и историческом отношении и разделяющих с курдами единую территорию исторического Курдистана. Данное исследования ставит цель выявить проявления такой политики в курдско-еврейских контактах, т.е. оно фокусируется на политической и социальной практике соответствующих общин (в отличие от кодифицированных идеологических конструктов), используя в качестве основного материала для анализа соответствующие публикации и иные свидетельства кур- дистанских евреев, которые дополняются израильскими, западными и арабскими источниками. Сотрудничество с курдами дало курдистанским евреям ощущение своей востребованности со стороны израильского государства. Помимо этого, начиная с 1980-х гг., произошло их восстановление связей с родиной, воспомина- ние о которой еще было очень четким. Это восстановление, не мифическое, а ося- заемое, позволило разным поколениям евреев из Курдистана быть вовлеченными в общекурдистанское движение. Таким образом, курдистанские евреи подчеркнули свою курдскую идентичность и для них Барзани приобретает статус “своего”.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=