XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
154 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция V евреями, а также различными этно-конфессиональными группами, которые считаются, в зависимости от идеологических или академических подходов, как курдами, так и самостоятельными этносами, пусть и имеющим отношение к курдам. К таким группам можно отнести: а) езидов, говорящих на курманджи, но исповедующих езидизм; б) заза, особенности языка которых, несмотря на генетическое родство и системное единство с другими курдскими диалектами, заставляют некоторых ученых считать его самостоятельным иранским языком; в) луров и бахтияров, которые причисляются к курдской нации курдскими наци- оналистами. Но как показывает практика курдского национализма после Второй мировой войны, в своем противостоянии с арабскими, иранским и турецким государством курдские активисты искали союзников и среди тесно связанных во всех отношениях с курдами некурдских этнических групп исторического Курди- стана. Курдский национализм, подобно прочим национализмам Ближнего Востока допускает большую степень этнического синкретизма и прагматический подход к взаимодействию с этническими группами, разделяющими ту же территорию. В этом его разительное отличие от восточноевропейских национализмов, отли- чающихся стремлением к этнической гомогенности, конфронтативным подходам к «иноплеменным» соседям. В данном случае, по всей вероятности, имело место идейное влияние основоположника Мишеля Афляка, одного из ответвлений арабского национализма — баасизма, который обосновал необходимость вклю- чения в «великую арабскую нацию» этнических меньшинств. Но в отличие от Афляка, склонявшегося к ассимиляции этих народов, курдские националисты прагматически допускали тесные связи с некурдскими этническими группами исторического Курдистана. Особенно примечательными примерами этого стали отношения курдского национального движения с армянами, ассирийцами и евреями. Пример взаимо- действия с армянами и ассирийцами во второй половине ХХ в. иллюстрирует гибкость в переоценке межэтнических отношений — поскольку за несколько десятилетий до того, в первой половине ХХ в. курдские племена оказались заме- шаны в резню этих этнических групп. Отношение курдов с евреями развивались по иной траектории, но также не были безоблачными, а потому вопрос фактиче- ской аффилиации местных курдистанских евреев с задуманной курдской нацией не был чем то очевидным. Само происхождение курдистанских евреев окутано завесой тайны. Одни исследователи считают их даже курдами, принявшими иудаизм, другие — евреями, воспринявшими культуру курдов. Курдистанских евреев можно рассмотреть как удачный пример взаимодействия курдов с одной из автохтонных групп Курдистана. Курдистанские евреи, несмотря на то, что считают себя потомками «одного из потерянных колен Израиля», одновременно с этим, не отделяют себя от курдской нации. Сближениюкурдистанских евреев с курдскимнациональным движением способ- ствовали условия, в которых они оказались, уехав из Курдистана. После миграции в Израиль курдистанские евреи утратили свой социальный статус в обществе, кото-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=