XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

152 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция V В начале 1840-х гг. произошло несколько крупных стычек, последствия которых старалась нивелировать османская администрация. Попытка Высокой Порты огра- ничить власть Бадрхана среди курдских эмиров посредством реформы местного территориального управления привело к масштабному восстанию 1843–1846 гг. Принципиальным противоречием между западноевропейской и курдской, преимущественно турецко- и арабоязычной историографическими традициями, является интерпретация причин начала основной фазы данного конфликта: последняя делает акцент на негативной роли миссионеров, возлагая на них вину на начавшееся кровопролитие, в результате которого погибло несколько тысяч несториан вместе с католикос-патриархом Мар Шимуном XVII. До начала Первой Мировой войны между несторианами и курдами-суннитами сохраняется относительно стабильный статус-кво, прерываемый случаями крово- пролития в 1850-е и 1880-е гг., инициированных, тем не менее, обеими сторонами, однако не достигавших масштаба описанных выше событий. В этой связи стоит отметить более явную вовлеченность европейских держав в контексте Восточного вопроса, а именно России, Великобритании иФранции, во внутренние дела Осман- ской и Каджарской империй, наращивающих агентурную сеть среди местных христиан, что одновременно с ослаблением курдских аристократических родов и усилением позиций шейхов накшбандийского тариката также способствовало росту антихристианских настроений. В этом контексте мы поднимаем другой, не менее важный исследовательский вопрос, а именно определение этнического компонента внутри общности восточ- но-сирийской литургической традиции. Зачастую европейские путешественники констатировали незначительность различий в языке и обычаях ассирийцев-хри- стиан и курдов Верхней Месопотамии. Ряд авторов отмечали существование ряда деревень, населенных курдами-христианами. Этот факт находит подтверждение и в средневековых источниках: трудах аль-Масуди и записках Марко Поло. Дать точную оценку распространения христианства среди курдских племён в разные исторические периоды невозможно, однако мы с уверенностью можем констатировать наличие курдско-арамейского двуязычия, характерного для нестори- анского населения обозначенного региона. В контексте становления ассирийского национализма контакты с европейцами и окончательное разделение Церкви Востока на Ассирийскую (несторианскую) и Халдейскую (восточнокатолическую), а также переход в православие паствы епископа Урмии Мар Ионы, приводят к тому, что постепенно в арамеоязычной среде этнический компонент начинает превалиро- вать над конфессиональным, с сохранением, тем не менее, общего христианского начала в качестве идеологического паттерна. На передний план ассирийской обще- ственности выдвигаются и светские военные политические лидеры, такие как Ага Петрос и малик племени Тйаре Хошаба Иосиф; также прослеживалась риторика о необходимости создания независимого ассирийского государства. В годы Первой Мировой войны несторианский патриарх Мар Шимун XIX обсуждал подобный проект с представителями военного командования Антанты,

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=