XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 151 Источниковедение и историография курдов в «Тюремных письмах», обнаруживают заметное влияние идей ведущих шиитских мыслителей той эпохи, в первую очередь АлиШариати иМехди Базаргана. Отдель- ного рассмотрения заслуживает вопрос о влиянии на него «Братьев-мусульман». Эззатьяр отвергает свидетельства своих информаторов о существовании связей междуМуфтизаде и «Братством», однако анализ как биографии самогоМуфтизаде, так и других эго-источников демонстрирует, что эти связи действительно имели место. Теоретические воззрения Муфтизаде в период его наибольшей активно- сти, видимо, также имели точки соприкосновения с идеями «Братства», однако в дальнейшем его взгляды претерпели существенную трансформацию. Вероятно, именно с влиянием изменившейся политической ситуации на образ мыслей Муфтизаде связано расхождение в интерпретации его наследия следу- ющим поколением исламских активистов. При прочтении «Тюремных писем», провозглашающих идеал едва ли не христианской терпимости к идейным против- никам, кажется парадоксальной популярность их автора среди членов экстремист- ских группировок 2000-х гг. Однако анализ других эго-источников демонстрирует, что в 1970-е гг. автор этих писем исповедовал куда большую непримиримость и радикализм. Видимо, именно на «раннего Муфтизаде», ещё не испытавшего разочарования итогами исламской революции, ориентировались члены курд- ских джихадистских групп, в частности «Ансар аль-Ислам». В то время как его поздняя философская мысль, апогеем которой и являются «Письма», позволяет рассматривать Муфтизаде как предтечу постисламистских шиитских мыслителей, таких как Абдолкарим Соруш, а его интеллектуальное наследие расценивать как незаурядное явление в курдской общественно-политической мысли. Лученков И. Р. (СПбГУ, Санкт-Петербург) Проект создания Ассирийской автономии в контексте ассирийско-курдского конфликта (1840–1920-е гг.) 1830–1840-е гг. были отмечены ростом активности европейцев на территории традиционного расселения несториан в Верхней Месопотамии, главным образом, британских и американских миссионеров различных протестантских деноминаций, а также монахов доминиканского ордена, восстановивших католическую иерар- хию восточно-сирийского обряда, после Русско-турецкой войны 1828–1829 гг. Путешественники того периода отмечали значительное преобладание христиан- ского населения над мусульманским, фиксируя нарастающее напряжение между несторианами и курдами, с той важной оговоркой, что речь шла исключительно о суннитах, но не о езидах: подобные конфликты также синхронно проистекали и в Каджарском Иране.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=