XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 147 Источниковедение и историография курдов политико-информационных материалов (только на армянском языке в главном официальном органе коммунистической партии Армении в газете «Советская Армения» более 50 за 1924–1929 гг.) ему нет равных среди курдских деятелей, и по этому показателю его можно ставить в ряд плодотворных публицистов самой Советской Армении. Мы не исключаем возможность печати статей в других армянских газетах. А если к этому прибавить еще его статьи и материалы на русском (в основном в официальном органе Закавказской федерации в газете «Заря Востока»), и на курдском (в газете «Риа Таза»), то количество получится по настоящему огромным. В настоящем докладе представим анализ публицистики Араба Шамилова на основе армянских материалов, имея в виду то обстоятельство, что материалы на армянском языке по языковой недоступности не известны исследователям. Кроме этого, подавляющая часть публицистики Араба Шамилова был напечатан именно на армянском языке, в добавок учитывая тот немаловажный факт, что все это было напечатано в центральном партийном органе. Условно публицистику Араба Шамилова мы разделили на следующие темы: • Информационная-политическая, • Вопросы литературы и культурной политики, • Отношение езидам и езидизму, • Отношение к курдам. Для досконального представления сути и целей публицистики АрабаШамилова в кратце представим и очерк его деятельности как партийного деятеля на основе новоявленных архивных материалов (автобиография, разные анкеты, судебные материалы, решения органов компартии), который даст возможность более ясно понимать не только штрихи его деятельности в 1920–1930-х гг., но и о замалчи- вании в период после 1950-х гг. Араб Шамилов по характеру своей должности особое и первоочередное вни- мание уделил информационно-политической тематике и отношению к курдам. Его советские и партийные органы Советской Армении доверительно считали первоисточником и знатоком данной тематики. Отношение к езидам и езидизму у Араба Шамилова пережило некоторую эволюцию от признания езидов до конечного отрицания отдельной этнической группировки, от раздельного представления езидов и курдов до окончательной идентификации. В статьях и материалах впервые дается подробная этнографическая и соци- альная информация по религии, кастовой системе и быта езидов и курдов. В этом отношении, в виду глубоких знании, в конечном итоге выясняется принадлежность самого Араба Шамилова к касте езидских шейхов, что в дальнейшем была дока- зана судебными и партийными органами. С другой стороны однозначно видно неразбериха и субъективизмШамилова, когда он один и тот же село, лица, явления представляет сначало как езидское, затем курдское, тем самым ориентируя властей на соответствующие решения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=