XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

142 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IV 5. Таким образом, три двусторонних согдийских фрагмента из коллекции ИВР РАН имеют совершенно разные сочинения по содержанию, жанру и способам использования, что дополняет наши знания о манихейских рукописях. Штых Ю. Г. (СПБГУ, Санкт-Петербург) «Антизападничество» иранского писателя Дж. Але Ахмада: историко-философские предпосылки Дж. Але Ахмад — иранский писатель середины XX в. — известен не только как автор, работавший в русле острой литературно-социальной критики, но и в первую очередь как наиболее яркий выразитель концепции гарбзадеги (на рус- ский язык это понятие переводят как «антизападничество» либо «вестоксикация»). Книга с таким названием, впервые увидевшая свет в Иране в 1962 г., во многом предвосхитила ориентализм Э. Саида, ставший на Западе темой популярного дискурса лишь несколько десятилетий спустя. Сущность понятия гарбзадеги , представляющего собой по сути протест против экономического и культурного доминирования Запада (к нему Але Ахмад относил и СССР), может быть пере- осмыслена с позиций герменевтического направления, выдвинувшего на первый план понимание Другого. Цель настоящего доклада состоит в том, чтобы, просле- див истоки данной концепции, связать ее с проблемой признания, поставленной французским философом П. Рикером. Предпосылки появления понятия гарбзадеги относятся к началу XX в., когда новая неклассическая философия положила начало критике европейского интел- лектуализма. Большой вклад в ее формирование внесли идеи Хайдеггера о кризисе европейской рациональности, повлекшей за собой кризис западного общества в целом. Первым понятие гарбзадеги ввел в оборот иранский мыслитель и философ консервативного толка Ахмад Фардид (1910–1994), однако именно Дж. Але Ахмад превратил это понятие из теоретической философской идеи в прагматическую критику проводимой шахом политики модернизации и вестернизации Ирана. Цель антишахского движения заключалась в поиске новой формы политической духовности в противовес полностью материалистическому миру с его плоской рациональностью. Наряду с идеями Хайдеггера свой вклад в формирование концепции гарбзадеги внесли также такие философские направления как вос- точная духовность, духовный ислам (его сторонниками в Европе были А. Корбен и М. Фуко), а также исламский мистицизм. Проблема признания и «бытия в признанности», поставленная французским философом П. Рикером, подчеркивает новые аспекты концепции гарбзадеги . В евроцентрической модели мира, сформировавшейся в эпоху Ренессанса,

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=