XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 137 Иранистика и афганистика По словам автора, работа над рукописью сочинения была начата им в 1148 г. х. (1735/36). Произведение охватывает историю Кашмира с древних времен до даты завершения рукописи (ок. 1746–1747) и включает введение (описание Кашмира), три части (история происхождения индуистских царей, история мусульманских царей, история Кашмира при Тимуридах) и заключение. Текст рукописи выполнен почерком наста‘лик , иллюстраций нет. Листы 1б–3а заполнены традиционной риторикой, восхвалениями Всевышнего и стихотворными строками. С середины листа 3а начинается непосредственно текст сочинения. Сообщив о теме сочинения, автор обращает внимание на то, что до него о Кашмире уже был написан ряд исторических работ. По его словам, эти работы не содержали сведений о жизни населения Кашмира и не рассказывали о многих важных событиях, происходивших в течение нескольких предшествующих веков. Эти комментарии автор приводит в качестве причины, по которой он решил написать свой труд. Во введении (лл. 4б–9а) автор приводит разнообразные сведения о географи- ческом положении Кашмира, его населении, особенностях климата, и, пользуясь современным языком, инфраструктуре. Достаточно подробно описано устройство города Сринагар. Согласно рукописи, город расположен у подножья гор, когда-то был хорошо обустроен и густо населен, являлся столицей Кашмирских правителей. Через город протекает река, которую автор сравнивает с Тигром, протекающим через Багдад. Ссылаясь на рассказы жителей, автор говорит, что когда-то через эту реку обеспечивали переправу около тридцати мостов и паромов, семь из которых находились в Сринагаре. Река соединяет город с Аравийскимморем, протекая через Пенджаб и районы Пешавара. По всей видимости, автор описывает реку Джелам, которая относится к бассейну Инда. По словам Мухаммада ‘Азама, город и его окрестности были плотно застроены, основным строительным материалом было дерево Сал (шорея исполинская). План зданий включал не менее пяти помещений: жилую часть, павильон, веранду, верхние комнаты и выход. Основные улицы города выкладывались битым камнем. Различные мастера-ремесленники труди- лись в своих жилых домах. Городские сады не огораживались заборами: плодами их деревьев можно было пользоваться, не опасаясь наказания. Автор отмечает, что в Кашмире произрастает много шелковицы (тута), которую используют только для производства шелка. Плоды шелковицы, по его словам, есть не принято. Во введении также имеются сведения о дорожном сообщении в регионе. Автор пишет, что одна из дорог ведет в Хорасан, существует путь в Гилгит и Бадахшан. По его словам, эта дорога трудна для вьючных животных, поэтому грузы по ней переносят люди на собственных плечах. Кроме того упоминаются пути на полу- остров Индостан и в Тибет. Путь в Индостан, по словам автора, в его время стал гораздо легче для путников по сравнению с «временами Кашмирских султанов». Дорога в Тибет легче, чем все другие, однако автор упоминает, что для преодоле- ния этого пути следует запастись фуражом, поскольку на этом пути произрастают ядовитые растения, опасные для вьючных животных. Многие дороги связывают

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=