XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

132 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IV Харави, а также сочинений на пашто хатакских князей Хушхал-хана (ум. 1689) и его внука Афзал-хана (ум. ок. 1740) позволяют сделать вывод о том, что в XVI– XVII вв. в паштунских племенах сложились две основные модели образования духовных кланов. Первичным критерием этих моделей может считаться этническая принадлежность основателей таких кланов. На начальном этапе доминировали случаи образования кланов- стана путем включения в племенную структуру семей духовных авторитетов непаштунского происхождения, натурализация которых в племенной среде происходила вследствие установления родственных отношений через брак. Право на такую интеграцию обычно получали лица, притязавшие на статус саййидов — потомков исламского пророка. В генеалогическом и агиографическом разделах книги Ниʿматаллаха Харави «История Ханджахана и афганская сокровищница» (1613) приведено немало полулегендарных сведений об образовании в разных племенах кланов «рожденных саййидами » ( sayyid-zāda ). Житийные истории этой книги, как и отдель- ные замечания Дарвезы в его эссе «Жития праведных и грешных» показывают, что натурализация пришельцев, объявлявших себя саййидами , во многом зависела от позиции племенных вождей, которые в каждом отдельном случае руководствова- лись в первую очередь соображениями целесообразности и престижа. Учитывая значение патрилинейного родства как фактора этнической идентичности паштунов, Ниʿматаллах особо подчеркивал, что «рожденные саййидами » считаются и зовутся афганцами только по причине их родства с афганскими племенами по материнской линии ( ba vāsiṭa-yi nisbat-i mādarī ). Наибольшее внимание в агиографической антологии «Истории Ханджахана» уделено Йахйа Бахтийару (ум. 1430), предпо- лагаемому потомку саййида из Пенджаба. Йахйа стал родоначальником духовного клана бахтийар, аффилированного по матрилинейному принципу с паштунским племенемширани. Оценка деятельности клана бахтийар собственно на племенных территориях затруднена, поскольку в XVI в. его наиболее известные представители, судя по житиям, жили за пределами этих территорий к востоку от Инда. У религиозных авторитетов паштунского происхождения задача натурализации в чужой этнической среде заменялась необходимостью доказывать свои права на особый духовный статус и лидерство среди соплеменников. Агиографическая антология Ниʿматаллаха содержит характерный пример мифологизации истори- ческой фигуры такого рода — Шайха Ахмада Сарвани (пер. пол. XV в.), патри- арха духовного клана племени сарвани, который приобрел влияние тоже главным образом в индо-афганской диаспоре. С середины XVI в. духовные кланы начинают вести более энергичную деятель- ность на племенных территориях к западу от Инда, повторяя в своем формировании уже сложившиеся паттерны. Яркимпримером клана первого типа стал род духовного наставника Байазида Ансари (ум. ок. 1672), ормура по происхождению и предпо- лагаемого потомка ансаров — сподвижников пророка. Основанная им религиозная община рошанитов («просветленных») сыграла исключительно важнуюроль в соци- ально-политической истории паштунских племен во второй половине XVI—первой

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=