XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
126 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IV эта область сжалась до трех долин в Южном Читрале (Пакистан). Итальянские антропологи А. М. и А. С. Какопардо предложили альтернативный, более кор- ректный термин—Перистан, вдохновляясь широко распространенной там верой в духов женского рода, которые чаще именуются «пе́ри, пари́». Также народам этого региона были присущи почитание горного козла, виноделие и относитель- ная сексуальная свобода. Религия кафиров происходила от симбиоза локальных охотничьих, анимистических культов, отголосков индуизма I тыс. н.э. и древних воззрений общеарийской или ведической древности. В обществах кафиров основные праздники проходили по определенным дням в рамках местного календаря, который зависел от микроклимата каждой долины, потому их даты не совпадали. Другие праздники проводились по случаю военных побед или обрядов перехода, в частности ритуализированных пиров, через орга- низацию которых «кормилец сообщества» получал высокий престиж и соответ- ствующий ранг, позволявший обрести как влияние на соплеменников, так и бла- гополучное посмертие. По возвращении домой воинов встречали соплеменники, в случае успеха проводили праздники в их честь, возносили хвалу многочисленным богам, среди которых выделяются несколько главных. По несколько кругов танца посвящали каждому отдельному божеству, обращались к нему с благодарностью или просьбой, иногда его идолу могли адресовать проклятия и жалобы. Поминаль- ные ритуалы проводились у деревянного изваяния при гробе покойника, в жизни достигшего высокого престижа. Устный фольклор кафиров включал поэзию, которую исполняли акапелла или под аккомпанемент барабанов, иногда с добавлением струнных инструментов (арфа или вариант лютни); танцевали под игру флейт и барабанов. Так, в При- гиндукушье поэзия и песня неразличимы по сей день у многих народов. Богам совершали молитвы личные и публичные, специальный жрец пел им хвалебно-о- писательные гимны. Помимо синхронных сообщений мусульманских авторов, ранние сведения о кафирах Гиндукуша мы получаем из записок христианских миссионеров и воен- ных из Европы, британских посланников и политических агентов. Эти сведения удавалось собирать разными способами как на территории Афганистана и авто- номного Кафиристана, так и на севере Британской Индии (нынешнего Пакистана). Наиболее ценный документ колониальной эпохи — книга «Кафиры Гиндукуша» (1896) за авторством шотландского врача Дж. С. Робертсона, который незадолго до решительной исламизации горных районов на востоке нынешнего Афгани- стана более года в течение 1889–1891 гг. посещал сообщества кафиров-сияпушей, включая крупное селение Камдеш. В приграничную область Читрал в 1895–1896 гг. часть кафиров смогла бежать от исламизации. Текст двух объемных гимнов от иных беженцев записал в Ташкенте русский исследователь М. С. Андреев (1902 г.). Съемку и запись аутентичных обрядов от последних языческих жрецов проводили норвежец Георг Моргенстьерне (1929 г.) и германец Альберт Херрлих (1935 г.) в долине Бумборет вЮжном Читрале. Расспросные материалы по обрядам
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=