XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

118 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IV Однако следы зороастрийских верований в персидской литературе в реликто- вом состоянии можно обнаружить. Выделяется знаменитая сцена победы юного Рустама над разбушевавшимся белым слоном из Шах-нама . Убийство слона совер- шается булавой, которой обычно разят демонов и врагов, их приспешников. Из литературных свидетельств прежде всего привлекает внимание знаменитое срав- нение из Гулистана Саʿди, приведенное по-арабски: «Не все, что велико ростом, дорого ценой: овца чиста, а слон нечист» ( aš-šāt naẓīfa wa-l-fīl jīfa ). В арабоязыч- ных источниках эта пословица не зафиксирована. ʿАбд Аллах Ансари в одном из фрагментов Мунаджат сравнивает жизнь с шахматной партией и просит Бога защиты от демона в облике шахматного слона. В персидской миниатюре распространены изображения слоноголовых демонов, чьи образы, видимо, также восходят к сасанидскому времени. Часто изображение слоноголового демона встречается в сценах, изображающих окружение Соломона (Сулаймана), восседающего на троне. Слоноголовые демоны также часто появ- ляются в рукописях произведений, связанных с жанром мирабилий, например, ʿАджаʾиб ал-махлукат ал-Казвини. Эта традиция явно восходит к доисламской. В описании нагов из согдийского магического текста у одного из них слоновья голова ( pyδh srʾkw ). Частота появления подобных демонов в индоперсидских миниатюрах, возможно, связана с интерпретацией мусульманскими художниками образа индуистского демона Гаджасуры, который принял форму слона и был побежден Шивой. С другой стороны, образ слоноголового Ганеши оставил след в манихейской живописи (в качестве одного из четырех небесных царей-стражей, санкр. caturmahārāja ) и не имеет негативной коннотации. Возможно, что слоно- головый демон как хранитель царского трона восходит к этому образу и в начале не был связан с демонической природой. В персидских сочинениях каджарского периода по магии и астрологии существуют иллюстрации, изображающие дива верхом на слоне. При этом сам слон предстает в гипертрофированном виде с огромной головой. Использованная литература: Чунакова О. М. Пехлевийский словарь зороастрийских терминов, мифических персонажей и мифологических символов. М., 2004. De Blois F. Elephant i. In the Near East // Encyclopaedia Iranica. Vol. 8. Fasc. 4. London; Boston, 1998. p. 360. Daryaee T., Malekzadeh S. TheWhite Elephant: Notions of Kingship and Zoroastrian Demonology // India and Iran in the longue durée / ed. A. Patel, T. Daryaee. Irvine, 2017. P. 61–74. Tafazzoli A. Elephant: A Demonic creature and a Symbol of Sovereignty // Monumentum H. S. Nyberg. Vol. 2. Acta Iranica 5. Leiden-Tehran-Liège, 1975. P. 395–98.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=