XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 117 Иранистика и афганистика В целом, Персидский поход можно рассматривать в качестве вполне успешного предприятия Петра I, но современники его таковым не считали, что хорошо заметно в связи с судьбой одного из организаторов и вдохновителей похода—А. П. Волын- ского. Враги Волынского при дворе объяснили Петру ряд неудач российской армии в 1722 г. некоторыми недостоверными сведениями, доставленными Волынским, и указали на его взяточничество. Император жестоко наказал Волынского своей дубинкой и уже не доверял ему по-прежнему. Еще до завершения похода он был устранен от дальнейшего участия в нем и лишен большей части своих полномочий. Башарин П. В. (РГГУ, Москва) Реликты демонического образа слона в средневековой персидской культуре Общеизвестным фактом является отнесение слона (ср.-перс., н.-перс. pīl ) к демоническим творениям (авест. xrafstra- , ср.-перс. xrafstar ) в зороастрийской традиции. Наибольшую известность приобрели сведения из Бундахишна о том, что слоны, наряду со львами, являются вредными созданиями и относятся к волкам. Согласно Меног-и храд и Пехлевийскому ривайату , дэвы предложили людям слона, «которому не нужен ни сторож, ни пастух», если те согласятся убить скот (при- нести им в жертву). Однако правивший тогда Джамшид отверг это предложение, что ставилось ему в заслугу традицией. Причиной такого восприятия слона был, вероятно, необычный облик животного, особенно наличие хобота. Как подчер- кивает Ф. де Блуа, негативное отношение к слонам со стороны зороастрийцев не препятствовало как широкому применению боевых слонов (элефантерий), так и престижу слоновой кости как в ахеменидский, так и в сасанидский пери- оды. Можно вспомнить и белого слона как образ царской власти при Сасанидах, перенятый, по мнению Т. Дарйаи, от парфян. Двойственный взгляд на слона в пехлевийской литературе отмечает А. Тафаззоли. Например, во сне Ардашира из Карнамаг-и Ардашир слон служит символом храбрости, могущества и победы ( čērīh ud tuwānīgīh [ud] pērōzīh ). В исламскую эпоху боевых слонов активно используют Газнавиды, импортируя их из северной Индии. В персидской литературе образ этого животного, как правило, не имеет связей с демонической сферой. Знаменитый образ необузданного слона ( ž/zanda-pīl ), который появляется еще у Рудаки, а потом активно используется в Шах-нама Фирдауси и далее, лишен негативной коннотации. УФирдауси знаменитые герои, особенно Рустам, наделяются эпитетом «слонотелый» ( pīl-tan ). Очевидный гнев- ный и мстительный характер слона, который постоянно подчеркивается в поэзии и бестиариях, никогда не воспринимается как демонический.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=