XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

112 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IV ных этапах истории Ирана ХХ в., когда предпринимаются попытки коррекции, а то и демонтажа устоявшихся гендерных связей. Опыт европейских революций XIX в. достаточно красноречиво продемонстри- ровал, что прокламация индивидуальных свобод, равенства и братства обернулась для женщин ужесточением культа домашнего очага. Аналогичных примеров доста- точно и в XX в., особенно в странах, где сильны позиции религии. Переживший два пика гендерной революции Иран — один из красноречивых примеров этого процесса. Приобретя особую остроту с установлением исламского государства, гендерный вопрос не покидает дискуссионное поле в течение всего периода существования ИРИ: ни общество, ни власть не считают его решенным. Именно в это время сформировались основные принципы официальной гендерной политики, базиру- ющиеся на противоположных основаниях—признании активной роли женщины в жизни молодого исламского государства и утверждении ее зависимого статуса в семье. Начавшаяся в 1990-е гг. полемика по гендерному вопросу вовлекла и зна- чительную часть женской политизированной аудитории. Спектр ее активности разнообразен и достаточно широк: личное участие в протестных акциях, интер- нет, журналистика и переживающая в последнее время настоящий писательский бум художественная литература. В конце 1990-х годов в Иране появилось более 300 писательниц. Печатная палата ИРИ в 2017 г. увеличивает их число до 28239, по-видимому, объединяя писательниц, журналисток и блогеров 1 . Приобретшее столь массовый характер присутствие женщин на литературном поприще вызвано рядом причин: это и произошедший после революции демогра- фический взрыв, и беспрецедентный скачок в уровне женской грамотности, зна- чительно расширивший возможности участия женщин в трудовой деятельности. Внушительные тиражи книг, написанных женщинами, подтверждают высокий уровень читательской востребованности и понимание авторами проблем своего адресата. Помимо произведений на персидском языке, публикующихся в Иране, существует и большой пласт диаспорной женской литературы преимущественно в жанре автобиографии, представляющей поистине бесценный материал для антропологических исследований. К числу признанных мастеров женской литературы можно с полным основа- нием отнести Симин Данешвар 2 , Голи Таракки 3 , ЗоюПирзад 4 , ШахрнушПарсипур 5 и представительниц диаспоры Маржан Сатрапи 6 и Азар Нафиси 7 . 1 https://www.nasim.news/fa/tiny/news-2308235 ; http://www.nashreiran.ir/ (дата обращения: 04.01.2023). 2 Данешвар С.  Смерть ради жизни. Пер. с перс. Ш. Бади и Н. Кондыревой. М.: Прогресс, 1975. 3 Таракки Г. До донйа (Два мира). Тегеран, 2002. 4 Пирзад З. Месл-е хаме-йе асрха (Как и все вечера). Тегеран, 1991. (на перс. яз.). 5 Парсипур Ш. Женщины без мужчин. Пер. с фарси Ю. Садыковой. [б. м.], 2020. 6 Сатрапи М. Вышивки (графический роман). СПб., 2020. 7 Nafisi A. Reading Lolita in Tehran. New York, 2003.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=