XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
102 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IV наставника Саллабафа находился в южной части Тебриза, в квартале Чарандаб, к западу от мавзолея имама Хафды Нишапури. Шамс говорит, что у шейха Сал- лабафа не было в обычае облачать своих учеников в специальное одеяние ( хирка ), что рассматривалось в суфийской среде как посвящение на мистическом Пути. Вероятно, и сам Шамс унаследовал от своего наставника нелюбовь к показным церемониям. Когда его просили привести цепь своей духовной передачи ( силсила ), он отвечал с долей иронии: «Посланник ( расул ), мир ему, во сне пожаловал нам хирку; но не такую хирку, которая через два дня рвется в клочья и превращается в рубище, приходит в негодность, и потом ею подтираются ( истинджа кунанд ). Но “хирку общения” ( хирка-йи сухбат ) — общения такового, которое не вмещается в понимание. Общения, в котором нет ни “вчера”, ни «сегодня”, ни “завтра”. Какое дело страстной любви (ʻ ишк ) до слов “вчера”, “сегодня” и “завтра”?» Мы не знаем, когда точно Шамс покинул свой родной город и куда именно он направился. Благодаря замечаниям Афлаки, мы можем обнаружить следы его пребывания в Ираке Персидском, в Багдаде, Дамаске, Халебе, Кайсарии (Кайсери), Аксарае, Сивасе, Эрзуруме, Эрзинджане. Сипахсалар сообщает, чтоШамс скрывал свою личность от посторонних, облачался в одежду купцов и вел себя подобно им. В каждом городе он останавливался в караван-сараях и вешал на двери своей комнаты огромный замок, но внутри ничего ценного не было, кроме циновки ( хасир ). Шамс не хотел селиться в суфийских обителях- ханаках , хотя там он мог бы получить бесплатный кров и пропитание. Шамс жил в бедности и часто по нескольку дней ничего не ел. Афлаки передает, что тебризские суфии называли Шамса «Совершенный ( камил ) из Тебриза», а среди «странников, обладателей сердец» он был известен как «Шамс-и Паранда» («Пернатый Шамс», «Парящий Шамс»). Для читателя-суфия это прозвище сразу должно было отсылать к Байазиду Бистами (ум. ок. 874 г.), родоначальнику экстатического суфизма. Именно Байазид превращается в птицу ( мург ), летающую многие тысячи лет в Божественном присутствии, в агиографи- ческом рассказе, ведущемся от его лица в «Тазкират ал-авлийа» Фарид ад-Дина ʻАттара Нишапури (ум. 1221 г.). Следовательно, это «птичье» прозвище Шамса могло намекать на высоту его духовного полета. Шамс Табризи провел в странствиях около сорока лет своей жизни (если мы предположим, что он покинул Тебриз в возрасте чуть старше 20 лет, а в Конью прибыл уже будучи 60 лет от роду). Перед прибытием в Конью, как следует из текста «Макалат» , он некоторое время обитал в Халебе, одном из важнейших городов державыАйюбидов (1171–1260). Во время своих продолжительных стран- ствий Шамс встречался с различными людьми, в том числе с такими, о которых он счел необходимым донести нечто важное в рассказах, вошедших в «Макалат» . Так, в Дамаске Шамс беседовал с ученым-схоластом из Хорасана Шихабом Харй- ава (Хариви), сторонником рационалистического учения (теории о приоритете разума), утверждавшим, что «разум не допускает ошибок». Шихаб отрицал также конечность мира и Судный день, полагая, что пророки, говоря о Страшном суде,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=