XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 101 СЕКЦИЯ IV • SECTION IV ИРАНИСТИКА И АФГАНИСТИКА IRANIAN AND AFGHAN STUDIES Аверьянов Ю. А. (ИВ РАН, Москва) Суфийская (авто)биография Шамса Табризи: что лежит в основе текста «Макалат-и Шамс-и Табризи» ? Агиограф XIV в. Афлаки передает слова Мавланы Джалал ад-Дина Руми о глубоких познаниях Шамса в разных областях, включая химию или алхимию ( кимйа ), астрономию или астрологию ( нуджум , дават-и кавакиб ), математику ( рийазийат ), богословие ( илахийат ), науку суждений ( хакимийат ), логику ( мантик ). Но, ступив на путь «людей Божьих» ( мардан-и худа ), он отправил все эти свои знания в «долгий ящик» ( джарида-йи ла-сабт ). Сын Руми Султан-Ва- лад также был высокого мнения об умственных способностях Шамса Табризи и его умении выражать свои мысли. Афлаки сообщает, что, после первых шагов в мистицизме под водительством шейха Абу Бакра Табризи, Шамс во время своих долгих странствий проходил послушание «у нескольких абдалов и актабов («полюсов» суфийского пути)». Но об этих обучавших Шамса «светочах Пути» нет никаких свидетельств ни в тексте «Макалат» , ни в дальнейшем изложении самого Афлаки, писавшего примерно через сто лет после исчезновения Шамса Табризи. В «Макалат» есть лишь пассажи о духовном наставнике ( пир ) Абу Бакре Саллабафе, из которых явствует, что, скорее всего, у него была собственная оби- тель ( ханака ) в Тебризе и свое собственное понимание ( машраб ) мистического познания. Большинство тебризских суфиев-баба в тот период признавали своим духовным путеводителем Баба Хасана Вали, чья обитель вместе с гробницей расположена в квартале Сурхаб (северо-восток Тебриза). Святилище ( мазар )

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=