XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 2 241 Круглый стол: «Источниковедение и историография ислама в России» Интересная информация содержится в письме за № 842, датированном 13 раджаба 1243 г. х., что соответствует 30 января 1828 г. В нем сообщается о «начале установленияшариата в аулахКаранай ( )الخرنية и Ахатль ( )اخلية 1 в период, когда правителем (в тексте — эмиром) был Муртазали и старшиной — шейх Мухаммад. Было принято решение установить в этих аулах каноны шариата, исполнение которых осуществлялось повсюду под руководством ученого имама Газимухаммада. Также было решено отказаться от всех адатов, в частности от всех подарков, которые полагаются по адату со стороны родственников жениха и невесты, за исключением махра, который считается обязательным по шариату (араб. مهر ‎букв. «плата за невесту» — в исламском семейном праве, имущество, которое муж выделяет жене при заключении брака)» 2 . В письме за № 1260 говорится об одном из самых противоречивых и мало- изученных норм обычного права Дагестана — ишкиле, по которому истец мог отобрать имущество у ответчика, в качестве гарантии возврата долга. Рамазан из с. Баршамай ( )برشمع 3 требует от Аци из селения Харахи ( )حرقى 4 оплатить долг, в противном случае будет применен ишкиль, который «разрешено брать» 5 . В письме за № 1245, адресованном старшинами и членами сельского суда с. Ругуджа ( )رغج 6 старшинам и членам сельского суда с. Обода ( )عبل 7 , сообща- ется, что «согласно показаниям двух свидетелей, найдены изъяны у проданной ободинцем лошади, и в этой связи нужно разобрать это дело с кадием. В про- тивном случае будет применен ишкиль» 8 . Некоторые исследователи обычного права в своих работах утверждают, что в качестве ишкиля в Дагестане можно было «захватить» не только имуще- ство, но и самого должника, его родственника или даже его односельчанина. И в случае непогашения долга должник мог быть продан в рабство 9 . Однако в исследуемых эпистолярных документах не найдено ни одного подтверждения применения этой практики в Дагестане. Наличествует очень много писем, где затрагиваются проблемы назра — одного из способов безвозмездного отчуждения собственности, существую- щего в мусульманском праве. 1 Каранай и Ахатль — ныне селения в Буйнакском районе Республики Дагестан. 2 ФВР ИИАЭ ДФИЦ РАН. Ф. 16. Оп. 1. № 842. 3 Баршамай — ныне селение в Кайтагском районе Республики Дагестан. 4 Харахи — ныне селение в Хунзахском районе Республики Дагестан. 5 ФВР ИИАЭ ДФИЦ РАН. Ф. 16. Оп. 1. № 1260. 6 Ругуджа — ныне селение в Гунибском районе Республики Дагестан. 7 Обода — ныне селение в Хунзахском районе Республики Дагестан. 8 ФВР ИИАЭ ДФИЦ РАН. Ф. 16. Оп. 1. № 1245. 9 Бобровников В. О. Обычай, шариат и рэкет в письмах об ишкиле из Дагестана XVII–XIX вв.//История и современность. 2010. № 1 (11). С. 78–98.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=