XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

240 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XVII С середины XIX в. по инициативе царской администрации началась офи- циальная запись адатов и перевод их на русский язык. В «Сборниках сведений о кавказских горцах», изданных в Тифлисе Кавказским горским управлением, было опубликовано пять сборников адатов 1960-х годов: Кази-Кумухского, Даргинского, Кюринского, Кайтаго-Табасаранского и Самурского округов. Несмотря на то, что одним из главных источников средневекового права народов Северного Кавказа был адат, по мере распространения в регионе ислама его влияние постепенно проникало во все сферы социально-правовой жизни. Особенно ярко эти процессы проходили в Дагестане, где уровень рецеп- ции мусульманского права был значительно выше по сравнению с соседними областями. Тем не менее, многие адатные установления продолжали сохранять свое прежнее значение и здесь, вызвав возникновение и бытование на протя- жении нескольких столетий своеобразного правового дуализма, основанного на взаимодействии адата и шариата 1 . Об этом так же свидетельствуют эпистолярные источники, которые по праву можно считать источниками фактической информации, позволяющей существенно дополнить или уточнить факты уже известные специалисту-и- сторику, занимающемуся данной проблематикой. Из приведенных ниже переводов писем видно, что судебные вопросы в Дагестане XIX в. могли решаться как по нормам шариата, так и по адату. Так, например, в письме за№1003 наиб Абдурахман просит муфтияМуртазали дать решение по шариату или по адату по поводу судебного спора относительно покупки земельного участка 2 . В письме за №1035, датированном 15 зу-л хиджа 1295 г. х. / 10 декабря 1878 г. Члены сельского суда селения Параул ( )فراول 3 доводят до сведения начальника округа Подхолюзина о тяжбе между Туни сыном Хасая и Салавато сыном Сулеймана по поводу потерявшихся двух быков, которую хотят решить согласно адату 4 . По адату совершались также закупки. Так, в письме за № 575 Мухаммад Саид сообщает некоему Уллубию, что «согласно приказу нужно организовать покупку меди по цене, установленной по адату. Также следует направить дове- ренное лицо в Каранай для экспертизы залежей меди и еe покупки» 5 . 1 Абдулмажидов Р. С., Тупцокова Л. К. Адат и шариат в наследственном праве народов Дагестана XVII–XIX вв. // История, археология и этнография Кавказа. 2019. Т. 15. №4. С. 586–601. 2 ФВР ИИАЭ ДФИЦ РАН. Ф. 16. Оп. 1. № 1003. 3 Параул — ныне селение в Карабудахкентском районе Республики Дагестан. 4 ФВР ИИАЭ ДФИЦ РАН. Ф. 16. Оп. 1. № 1035. 5 Там же. № 575.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=