XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

238 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XVII В настоящем для выявления общей стилевой направленности оказывается крайне важным изучение чтения Корана мусульман-татар и башкир в доре- волюционный (досоветский) период. Это знание необходимо для понимания того, что же в атеистическую эпоху могло подвергнуться разрушению, угаснуть полностью или же частично сохраниться с тем, чтобы оформиться, начиная с 1990-х годов, в возрождающуюся традицию напевного чтения Корана мусуль- ман-татар и башкир. В результате поиска на сегодняшний день удалось обнаружить важные источники, позволяющие сделать ряд выводов и предположений, развить тезис об общих тенденциях и стилевом расслоении в кораническом чтении в интересующий нас период и затронуть проблему наследия в отношении данного феномена. Среди них — аудио источники, которые включают исторически первые записи чтения Корана Камиля Мутыги-Тухватуллина (1914–1915) как образец тюркской Урало-Поволжской традиции и чтения Корана в Мекке (1885), репре- зентирующего арабскую традицию, рассматриваемую в мире ислама в качестве эталона; азан — призыв к молитве военнопленного (сибирского татарина) из концентрационного лагеря в Вюнсдорфе (1915, Германия), а также — записи 1980-х годов, зафиксировавшие чтение Корана носителями традиции из сел Башкортостана, родившимися еще в 1890-е годы и приобретавшими первичные навыки коранического чтения до революции 1917 года. Исторические литературные источники включают, прежде всего, известные историко-библиографические труды конца XIX и первой трети XX века бого- словов-просветителейШ. Марджани (1818–1989) и Р. Фахреддина (1859–1936), включающие биографии выдающихся мусульман-татар и башкир 1 , а также труды миссионеров, а именно—Я. Д. Коблова, связанный с инспектированием «народных училищ», то есть мусульманских учебных заведений Казанской губернии 2 , Г. С. Саблукова, где дается общая характеристика чтения Корана мусульманами-татарами 3 , а также Д. Валидова, изданный в первые годы совет- ской власти еще до разворачивания атеистической кампании и касающийся 1 Мәрҗани Шиhабетдин. Мөстәфадэл-әхбар фи әхвали Казан вә Болгар (Казан hәм Болгар хәлләре турында фадаланылган хәбәрләр). Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1989; Фахреддин Ризаэддин. Асар. Книга о биографиях, датах рождения и смерти, о других событиях из жизни мусульманских ученых нашего государства. Т. I. Р. Мар- данова, Р. Миннуллина, пер. на русс. яз. С. Рахимова. Казан: Рухият нэшрияты, 2006; Т. II. Пер. на тат. яз., пер. на русс. яз. Казан: Рухият нэшрияты, 2009; Т. III–IV. Пер. на тат. яз., пер. на русс. яз. Казан: Рухият нэшрияты, 2010. 2 Коблов Я. Конфессиональные школы казанских татар. Казань: Центральная типография, 1916 3 Саблуков Г. С. Сведения о Коране, законоположительной книге мухаммеданского вероучения. Казань, 1884.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=