XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2
236 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XVII Понятие источника в отношении к собственно чтению Корана обладает рядом специфических признаков, определяемых устным характером передачи традиции при опоре на сакральную письменную вербальную основу. Возникает вопрос, какие факты и материалы дают возможность судить о особенностях стилевой эволюции традиции напевного чтения Корана у мусульман-тюрков Урало-Поволжья и попытаться охарактеризовать эту практику как наследие в историческом и художественно ценностном планах? У урало-поволжских мусульман, как и в исламе в целом, чтение Корана пред- ставляет собой историческое напластование практик, как угасающих, так и сохраняющихся при переходе от одного этапа к другому в эволюции стилей в течение многих столетий. В настоящем для выявления общей стилевой направленности оказывается крайне важным изучение чтения Корана мусульман-татар и башкир в доре- волюционный (досоветский) период. Это знание необходимо для понимания того, что же в атеистическую эпоху могло подвергнуться разрушению, угаснуть полностью или же частично сохраниться с тем, чтобы оформиться, начиная с 1990-х годов, в возрождающуюся традицию напевного чтения Корана мусуль- ман-татар и башкир. В результате поиска на сегодняшний день удалось обнаружить важные источники, позволяющие сделать ряд выводов и предположений, развить тезис об общих тенденциях и стилевом расслоении в кораническом чтении в интересующий нас период и затронуть проблему наследия в отношении данного феномена. Среди них — аудио источники, которые включают исторически первые записи чтения Корана Камиля Мутыги-Тухватуллина (1914–1915) как образец тюркской Урало-Поволжской традиции и чтения Корана в Мекке (1885), репре- зентирующего арабскую традицию, рассматриваемую в мире ислама в качестве эталона; азан — призыв к молитве военнопленного (сибирского татарина) из концентрационного лагеря в Вюнсдорфе (1915, Германия), а также — записи 1980-х годов, зафиксировавшие чтение Корана носителями традиции из сел Башкортостана, родившимися еще в 1890-е годы и приобретавшими первичные навыки коранического чтения до революции 1917 года. Исторические литературные источники включают, прежде всего, известные историко-библиографические труды конца XIX и первой трети XX века бого- словов-просветителейШ. Марджани (1818–1989) и Р. Фахреддина (1859–1936), включающие биографии выдающихся мусульман-татар и башкир 1 , а также 1 Мәрҗани Шиhабетдин. Мөстәфадэл-әхбар фи әхвали Казан вә Болгар (Казан hәм Болгар хәлләре турында фадаланылган хәбәрләр). Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1989; Фахреддин Ризаэддин. Асар. Книга о биографиях, датах рождения и смерти, о других событиях из жизни мусульманских ученых нашего государства. Т. I. Р. Мар- данова, Р. Миннуллина, пер. на русс. яз. С. Рахимова. Казан: Рухият нэшрияты, 2006;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=