XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

396 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XII с практически одинаковым лексическим составом и семантикой, но представ- ляющие собой разные модели номинализации, как в примерах (1) и (2): (1) ཡི་གེ་འབྲི་ཚུལ་སྦྱང yi-ge ’bri-tshul sbyang буквы писать-NMLZ упражняться ‘упражняться в способе написания букв’ (2) ཡི་གེའི་འབྲི་ཚུལ་བཤད yi-ge ’i ’bri-tshul bshad буквы GEN писать-NMLZ объяснять ‘объяснять способ написания букв’ В примере (1) субстантивированный глагол ’ bri ‘писать’ сохраняет свою валентность — присоединяет прямое дополнение yi-ge ‘буквы’ в абсолютиве. Это является примером СН, при которой вся глагольная группа целиком функционирует как именная, являясь прямым дополнением к глаголу sbyang ‘упражняться’. В примере (2) номинализированный глагол ’ bri соединен с существительным yi-ge с помощью служебной лексемы, выражающей предметные связи генитивного характера. Таким образом, модель управления глагола 'bri утрачена, что характерно для АН. Иванова Е. В. (МАЭ РАН, Санкт-Петербург) О собирателях скульптурных изображений буддийских божеств с территории Восточной Азии, хранящихся в Дальневосточном фонде МАЭ РАН В последние два десятилетия XXI в. несколько музеев России (Государ- ственный Эрмитаж, Национальный музей Республики Бурятия, Музей искус- ства народов Востока, Музей истории религии), имеющих в фондах памятники буддийского искусства из стран Восточной Азии, издали каталоги, познако- мившие читателей с хранящимися в них собраниями буддийской скульптуры. К этим музеям присоединилась и Кунсткамера, издавшая в 2014 г. каталог «108 образов Будды», посвященный скульптуре из одной большой буддий- ской коллекции (№ 5942), поступившей в музей в середине ХХ в. Помимо этой коллекции в Дальневосточном фонде МАЭ насчитывается еще около ста коллекций, содержащих скульптурные изображения божеств пантеона северного буддизма. Это преимущественно металлическая переносная круглая скульптура, литая и штампованная, а также сделанная из фарфора, высеченная из камня и вырезанная из дерева, происходящая из Китая (более 50 коллекций); из Монголии (более 30), из Тибета — 6. Количество памятников скульптуры в этих коллекциях приближается к 400. В отличие от «анонимных», вошедших в каталог «108 образов Будды», изображения буддийских богов, о которых идет речь, собраны отечественными собирателями на протяжении трех столетий

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=