XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

394 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XII На скальной плоскости (в пункте) 8 изображены горные козлы, як (или какой-то иной бык) баран и олени, тела многих из них украшены горизон- тальной S-видной спиралью. Все животные даны в профиль, в статичной позе, с двумя ногами. У единственного оленя, показанного с четырьмя ногами, голова повернута назад 1 . На скальной плоскости (в пункте) 12 присутствует несколько групп живот- ных. В верхней части плоскости несущаяся вскачь крупная собака преследует трех оленей, лопатки и бедра которых украшены спиралями (волютами). Олени показаны в движении, с четырьмя ногами, их рогатые головы развернуты назад. Ниже два более мелких пса по отдельности преследуют данного в профиль козла с двумя ногами, тело которого украшено горизонтальной S-видной спи- ралью и обернувшегося назад небольшого оленя(?) с четырьмя показанными в движении ногами и волютами на бедре и лопатке. Две последних композиции сопровождают фигурки парящих птиц с распластанными в полете крыльями 2 . Изображения на скальной плоскости (в пункте) 13 сильно испорчены выбитой поверх древних рисунков и прокрашенной очень крупной (возможно, современной) буддийской надписью. Тем не менее, можно разобрать изоб- ражение собаки, преследующей обернувшегося назад, но стоящего на двух прямых ногах оленя, другого обернувшегося назад оленя с волютами в районе бедра и лопатки и с четырьмя ногами, переданными в движении, и нескольких козлов, тело одного из которых украшено горизонтальной S-видной спиралью 3 . Судя по палимпсестам на плоскостях 8, 12, 13, изображения животных в статичной позе на двух ногах с телами, украшенными горизонтальной S-вид- ной спиралью, более ранние, чем животных с четырьмя ногами в движении и с волютами в районе бедра и лопатки 4 . Поиск конкретных аналогий рисун- кам из Жэньмудуна среди наскальных изображений и мобильного искусства Южной Сибири, Центральной Азии и Китая, и определение их даты— задача отдельного серьезного исследования. Попытки подступиться к ее решению «с индийской территории», где в Ладакхе («Малом Тибете») встречены похожие петроглифы, предпринимались западными исследователями, датировавшими интересующие нас рисунки поздней бронзой или ранним железным веком 5 . 1 У Цзюнькуй, Чжан Цзяньлинь. Цит. соч. С. 47, рис. 12. 2 Там же. С. 47, рис. 13. 3 Там же. С. 47, рис. 15. 4 Чжан Цзяньлинь. Житу яньхуа дэ чубу яньцзю [ 张建林。日土岩画的初步研究 ]. Предварительное исследование петроглифов из уезда Житу // Вэньу. 1987. №2. С. 51–54, 87. (на кит. яз.). 5 Francfort H.-P., Klodzinski D.,MascleG. Pétroglyphes archaïques duLadakh et duZanskar // ArtsAsiatiques. XLV. 1990. p. 5–27; Francfort H.-P., Klodzinski D.,MascleG.Archaic Petroglyphs of Ladakh andZanskar // RockArt in theOldWorld: papers presented inSymposiumAof theAURA Congress, Darwin (Australia), 1988 / Ed. byM. Lorblanchet. NewDelhi: IGNCA, 1992. P. 147–192.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=