XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 1 295 Источниковедение и историография Китая еще не получили всеобщего признания, но наоборот, являлись мнением уче- ного, которое должно быть подвергнуто профессиональному «сомнению» ( нань 難 ). Только после успешной защиты позиции ученого такого рода рассуждения могли быть признаны достоверными. Главным фактором здесь становилось мастерство использования авторитетных источников для подтверждения своей точки зрения. В этом смысле устное рассуждение- шо о каноне было един- ственным легальным способом привнесения нового мнения в устоявшуюся традицию. Успешная защита интерпретации канона открывала ученому путь в обра- зовательную систему, которая была связана и с политико-бюрократическим продвижением по карьерной лестнице 1 . Однако очевидно, что выиграть диспут можно было, лишь доказав всем, что трактовка соответствует «закону учи- теля» ( ши фа 師法 ), т. е. имеет под собой глубоко традиционные основания. Поэтому наибольший интерес представляет то, что случалось с шо в случае всеобщего одобрения и что происходило с их «авторской оригинальностью». В связи с этим в докладе специально разбираются примеры соответствующих диспутов и анализируются технологии обоснования частного мнения ученого в рамках конфуцианской экзегетической системы. Варенов А. В. (НГУ, Новосибирск) Жизнь и творчество Гай Шаньлиня (1935–2020), выдающегося исследователя наскального искусства Китая 2 ГайШаньлинь ( 盖山林 ), маньчжур по национальности, родился 10 сентября 1935 г. (по другим данным, 16 сентября 1936 г.) в уезде Синтан провинции Хэбэй. После окончания Северо-Западного университета в г. Ланьчжоу по Здесь автор трактата излагает, с какими сложностями встретится чиновник или ученый, который собирается высказать свое мнение при дворе и, соответственно, описывает, как лучше это мнение подать и отстоять. 1 Например, один из видных специалистов по Луньюю при западноханьском дворе Чжан Юй 張禹 получил должность наставника наследника престола, будущего Чэн- ди, в результате дискуссии с другим специалистом по Луньюю Сяо Ванчжи 蕭望之 (ум. 46 г. до н. э.), а также в результате многочисленных рекомендаций со стороны других ученых [ХШ, 81/3347]. По той же схеме начал подниматься вверх по службе Куан Хэн 匡衡 , в его случае, успех обеспечили успешные ответы на вопросы о Ши цзине [ХШ, 81/3332]. 2 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект 18–09–00557: «Изучение памятников наскального искусства в археологии Китая (эпохи Древности и Средневековья)».

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=