XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

292 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IX вания достойным моральным и этическим принципам. Имеется целый раздел iTeen Camp, задача которого — «привить неподкупность как неотъемлемую часть (integrity) повседневной жизни молодых людей путем распространения знаний о деятельности Комиссии» 1 . Для этого используются тематические видеоигры, анимационные фильмы и комиксы. Множество разнообразных материалов предлагается для изучения антикоррупционного законодательства, коррупциогенных факторов и ситуаций в бизнесе и т. д. Работа с молодежью ведется в контексте тесного взаимодействия Комиссии с местными сообще- ствами (community outreach). Опыт материкового Китая в сфере морального образования как превентив- ной меры в борьбе с коррупцией значительно отличается в выборе подходов и методов. Главные усилия сосредоточены в области образования. После того, как КНР ратифицировала в 2005 г. Конвенцию ООН против коррупции, Министерство образования в 2007 г. опубликовало «Замечания о всесторон- нем развитии морального воспитания в учреждениях высшего, среднего и начального образования». Им документ отводил ключевую роль в воспитании подрастающего поколения в духе уважения теории социализма с китайской спецификой, древней китайской культуры и славной революционной тради- ции 2 . Такой подход должен был обеспечить укрепление морально-этических принципов, а также ценностей социалистического общества у наследников вышеупомянутых традиций. «Замечания» также в общем виде определяли направления работы на каждой ступени. Так, в начальной школе воспитательные усилия должны быть сосредо- точены на «воспитании у учеников дисциплины и закладывании основопо- лагающих принципов ведения рабочих дел и взаимоотношений с людьми», а также формировании привычки культурного поведения. Добиться этого предполагается путем «изучения высказываний известных исторических персонажей, примеров героических поступков» и т. д. В курсе изучения истории школьники также должны знакомиться с примерами неподкупного поведения. В документе кратко упоминается «образование, которое дает семья и общество», но очевидно, что акцент сделан на формальные усилия по моральному воспитанию в рамках школьного и высшего образования. Примеров успешного проведения такого рода программ до сих пор немного. При этом очевидно, что работа в этом направлении приобрела еще большую актуальность с приходом к власти Си Цзиньпина, выдвижением концепции «китайской мечты» и необходимых для ее реализации успешных усилий по искоренению коррупции. 1 https://www.icac.org.hk/en/crd/work/mco/index.html Доступ 28.01.21. 2 http://www.gov.cn/zwgk/2007–03/30/content_566681.htm (на кит.яз .). Доступ 22.01.21.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=