XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 1 279 Источниковедение и историография Индии народа (маратхов), имеющего интересную историю, к тому же отличающийся заметным своеобразием даже на фоне родственных ему и ближайших терри- ториально других индоарийских языков. Под руководством А. П. Баранни- кова этим языком до ВОВ занимался Валерий Евгеньевич Краснодембский (1907—1942), в результате чего в 30-е гг. был создан учебник для начинающих и учебный словарь. После окончания ВОВ эстафетную палочку в изучении данного языка, тоже в начале под руководством А. П. Баранникова, приняла Т. Е. Катенина (20.06.1926 — 20.02.1987). Татьяна Евгеньевна родилась в ленинградской семье, где оба родителя были причастны к научной работе: ее отец был филолог, мама — биолог. К тому же в семье культивировался интерес к разным наукам и знанию вообще. Так что Татьяна выросла человеком глубоко интеллигентным и эрудированным, несмотря на то что война украла несколько лет ее юности, а также горячо любимого отца. Безусловно, она и от природы была невероятно даровитым человеком, а также в науке — очень требовательным и строгим к самой себе исследователем. В студенческие годы она глубоко изучила санскрит и хинди (а впоследствии преподавала их на кафедре индийской филологии). Затем, уже в основном самостоятельно, приступила к изучению языка маратхи, и в этой области сде- лала огромный рывок. Уже в 1956 г. она защитила кандидатскую диссертацию, посвященную грамматике маратхи, и осенью того же года начала преподавать язык в группе, специально для этого набранной. В течение пяти лет она прочла множество разных курсов, вела повседневные занятия по литературному и разговорному языку, читала со студентами тексты. Ей пришлось быть руко- водителем всех курсовых и дипломных работ ее студентов, а также она была куратором аспиранта Б. И. Кузнецова из Института востоковедения, который изучал исторический маратхи. В процессе преподавания она еще углубила свои знания маратхи и написала две книги, посвященные его грамматической структуре, определила главные его особенности. Под ее влиянием началось изучение маратхи в Москве. В Ленинграде она трижды набирала группы, изучавшие маратхи как основной язык. После ее преждевременной кончины обучение последней группы довела до конца Н. Г. Краснодембская. Грамматические описания языка маратхи Т. Е. Катениной отличаются полнотой и разработаны ею с учетом важнейших достижений общей и индо- логической лингвистики. Именно ими пользовались все маратховеды нашей страны. Пока что ее труды никем не превзойдены, они создают уникальную базу для дальнейшего изучения маратхи во многих аспектах, в том числе его современных изменений. Продолжение трудов Т. Е. Катениной в нашем городе представляется благородной задачей и долгом нашей памяти.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=