XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1
Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 1 271 Источниковедение и историография Индии дозволять кому-либо делать это. Также он воздерживается от нанесения вреда тем, кто находится под его властью, и не дает возможности другим наносить такой вред. Власть сикхского правителя институциализируется как власть абсолют- ного характера. При этом она принадлежит светскому владыке, не обладаю- щему высшими духовными полномочиями. Правитель замыкает на себе все сферы управления, делегируя при этом часть полномочий представителям бюрократического аппарата, которые на высшем уровне формируются им лично. Передача полномочий не означала умаления власти правителя, т. к. за ним оставалось право принятия окончательных решений, а также контроль- ная функция, осуществлявшаяся за счет разветвленного аппарат секретных агентов и доносчиков на местах. Несмотря на абсолютный характер власти, правитель, в духе сикхской традиции, является и, своего рода, «слугой» сикхской общины, поскольку его главной задачей является обеспечение счастья народа. Учение об образе идеального правителя оказалось практически востребо- ванным в позднесредневековых реалиях, поскольку на долю сикхской общины в это время выпали серьезные испытания, поставившие на повестку дня вопрос о физической выживаемости сообщества как такового. Непрерывная война с Моголами, а затем с персидскими и афганскими захватчиками, не позволили сформировать в XVIII в. централизованного государства, где идеальный пра- витель мог бы реализовать власть. Однако в XIX в. данный концепт оказался востребован уже в новых исторических условиях, когда началось не просто стремительное строительство единого сикхского государства, но и не менее стремительное его перерождение в региональную империю полиэтничного характера, объединившей под своей властью представителей совершенно различных религий. Показательно, что создатель сикхского государства маха- раджа Ранджит Сингх (1799–1839) использовал в своей идеологии управления концепт «служения», а систему контроля базировал на разветвленной сети доносчиков и соглядатаев. Дорохова И. А. (ПетрГУ, Петрозаводск) Город Дели в 1947–1948 гг. глазами русского архимандрита Андроника Архимандрит Андроник (Андрей Яковлевич Елпидинский. 1894–1959 гг.) провел в Индии восемнадцать лет. Родился он в 1894 г. в Петрозаводске. Окончив Олонецкую духовную семинарию, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, но был призван в армию. После 1917 г. эмигрировал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=