XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1
Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 1 235 Источниковедение и историография Центральной Азии Начало стк. 2 также разрушено, но ее перевод тоже может иметь два вари- анта. Обычно перевод следует такой логике: «(2) […] [когда]…, [то]…возвысил (его), Ышбара Чыкан Кюли чор был; Кюли Чор Тоньюкук (3) Капган кагана в период правления ( букв. ‘в эл е’) состарившись, добро (и) радость видел; великий Кюли Чор восемьдесят лет [возрастом] став, перестал существовать». Можно предложить вариант, не противоречащий другому варианту перевода стк. 1: «(2) […] [когда] …, [то]… возвысил (его), Ышбара Чыкан Кюли чор был; Кюли Чор и Тоньюкук (3) Капган кагана в период правления ( букв. ‘в эл е’) состарившись, добро (и) радость видел( и ); великий Кюли Чор восемьдесят лет [возрастом] став, перестал существовать». Ниже мемориант последовательно именуется küli čor (стк. 6, 10, 11, 15, 18), ïšbara bilgä küli čor (стк. 8), 14, 24), bilgä küli čor (стк. 19). В тексте рассказано о его участии в сражениях под käčän ? (стк. 10), под Бешбалыком (стк. 11), битвах с танскими войсками (стк. 12), тюргешами (стк. 15), участии в походе через р. Сыр-Дарью ( jenčü ögüz ) до Буз-гала-хана ( tämir qapïγ ) и арабов ( täzik ), семи сражениях с токуз огузами (стк. 16), пяти сражениях с киданями и татбы (стк. 17), битве с карлуками на р. Тэс (стк. 18), других сражениях с ними (стк. 19–22) и гибели в одном из них (стк. 23). Мемориант руководил «народом тардуш» (стк. 14), но это сказано перед походом за р. Сыр-Дарью (стк. 16) и после упоминания Бешбалыка (стк. 11). Последнее логично связать с описанным в надписи Бильге кагана походом на басмылов в его возрасте 20 лет, т.е. в 22.01.703–09.02.704. Все события, в которых участвовал Кюли чор, могут быть датированы до 716 г. Тогда в любом случае Кюли чор, упомянутый в надписи Бильге кагана, командующий «бегами [крыла] тардуш», является другим человеком. Веро- ятно, это он тот, кто упоминается как сын некоего чора (строка испорчена) по имени Ииген чор, пришедший на тризну меморианта (стк. 26). Элемент йеген / йиген позволяет допустить, что он выступает племянником по женской линии для кого-то из каганского клана. Это подразумевает, что его отец был женат на представительнице каганского клана, возможно, сестре каганов первого поколения второй восточно-тюркской династии. Трепавлов В. В. (ИРИ РАН, Москва) Тюркская этнонимия в русском лексиконе XVI–XVII вв. Доклад посвящен искусственной «татаризации» ногайцев, т. е. необосно- ванному причислению их к якобы единой татарской общности, существо- вавшей с времен Золотой Орды. Из всей опубликованной ногайско-русской
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=