XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

Секция V Тлостнаков А. А. (ЮФУ, Ростов-на-Дону) Реактуализация традиций и конструирование новых символических практик в контексте этнонациональной мобилизации черкесов В настоящее время на Северном Кавказе и в зарубежной черкесской диаспоре продолжается процесс национального строительства. Целью этого процесса является формирование общечеркесской идентичности среди всех адыгов. Для формирования общечеркесской идентичности этническими акти- вистами многие годы продвигается идея того, что до окончания Кавказской войны существовало независимое государство Черкесия, население которого на родном языке называло себя «адыгэ», а окружающие народы называли жителей этой страны «черкесами». Вместе с формированием общей идентичности, черкесские активисты начиная с 1990-х гг. и по сей день стремятся найти идеологическую платформу, а также символы, которые позволят консолидировать адыгов, на Кавказе и в диаспоре. В качестве основных идеологических платформ рассматрива- ется ислам и черкесское «родноверие», которое ряд исследователей называет «хабзизмом». Стоит отметить, что российские исследователи А. Ярлыкапов и И. Бабич еще в 2010-х гг. заложили фундамент для исследования вопроса о соотношении ислама и «хабзизма» в черкесском национальном движении. Несмотря на то, что многие интервьюируемые ими черкесские общественные деятели уже не занимаются этническим активизмом, ряд выводов, озвученных исследователями не потерял своей актуальности. Так, десятилетие спустя, по-прежнему ни один документ черкесских национальных движений не апел- лирует к исламу как к одной из культурных основ этнический идентичности, а лидеры национального движения настаивают на том, что ислам из-за при- сущего ему космополитизма и предпочтения религиозной сплоченности, не может быть идеологией черкесского национализма. В настоящее время большинство черкесских лидеров отдает предпочте- ние «хабзизму». Отчасти это связано со сменой поколений в национальном движении. Особенно отчетливо эта тенденция наблюдается в Кабардино-Бал- карии, где появились молодые этнические лидеры, мировоззрение которых формировалось в 2000-е гг., когда черкесская молодежь массово переходила из исламского проекта в национальный. Прекращение существования на СеверномКавказе исламских политических проектов и исчезновения угрозы вовлечения черкесов в эти проекты привело к заметному смягчению антиисламской риторики национальных лидеров. Однако напряжение по линии «исламист — хабзист», появившееся после нападения боевиков на Нальчик в 2005г., сохраняется и в настоящее время. Негативную реакцию черкесских мусульман вызывают театрализованные представления, 188 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=