XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

162 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IV в котором мы живем, сказано…» 1 В нем рассказывается о приходе царя-тюрка от пределов Хорасана, развязанных им войнах, его преемнике и нескольких царях из потомков и родственников последнего. Возможно, это намек на наше- ствие монголов, воцарение Хулагу-хана и его династии ильханов. После этого мир ждут кровавые войны византийцев, тюрок, иранцев и арабов, приход из Индии обещанного царя Бахрама Варджаванда и иные события конца тысяче- летия Заратуштры, описанные в зороастрийских апокалиптических преданиях. Насколько можно судить по упоминаемым событиям, это дополнение было создано зороастрийцами в конце XIII в. Таким образом, апокалиптические тексты, приписываемые Джамаспу и основанные на астрологических предсказаниях, обретали особую популяр- ность в эпохи потрясений, особенно, в эпоху монгольского завоевания, и эта популярность побуждала анонимных авторов создавать новые их версии. В этих версиях переживаемая историческая ситуация представлялась как одно из неизбежных бедствий конца цикла времен, предсказанных мудрецом. Примеча- тельно, что к такого рода творчеству были причастны как зороастрийские, так и мусульманские авторы; смешанной была и их аудитория, в которую входили также и представители христианских общин Востока. 1 См. перевод А. И. Колесникова — «Джамасп-наме» («Книга о Джамаспе») (Фак- симиле текста. Введение и комментированный перевод с персидского А. И. Колесни- кова) // ППВ, 2011, 2 (15). С. 29–31.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=