XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1
158 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IV ном конгрессе по этнографии, состоявшемся в Москве, после чего посетил с визитом Ленинград, Баку, Самарканд и Бухару. О своих впечатлениях от поездки в СССР писатель рассказал в книге «Путешествие в Россию», полно- стью опубликованной только в 1998 г. После Второй мировой войны позиции европоцентризма пошатнулись, ознаменовав собой смену господствующей идеологической парадигмы в международных отношениях. Если раньше главным героем «литературы путешествий» был преимущественно европеец, путешествующий по экзо- тическому Востоку и описывающий его, как правило, под влиянием своего имперского восприятия, то герой путевой прозы Але Ахмада путешествует с Востока на Запад и свою задачу видит в разоблачении западного импе- риализма. Идеологические взгляды автора раскрываются благодаря широ- кому использованию в его путевой прозе внутренних монологов, где ведущую роль играет такое средство экспрессивности, как ритори- ческие вопросы. М. М. Бахтин отмечал, что в формировании иде- ологического мировоззрения героя большую роль играет «чужое слово», представленное «словом авторитарным» и «словом вну- тренне убедительным» 1 . Авторитарное чужое слово, для которого, по Бахтину, характерны «обособленность, инертность и смысловая завершен- ность», в путевых заметках Дж. Але Ахмада о России представлено словом Корана 2 . «Слово внутренне убедительное», характеризующееся способно- стью вступать в диалогические отношения со словом автора, представлено в мировоззрении писателя марксистско-ленинским учением, чьим ярым приверженцем он был в молодости. Этот диалог, переходящий в борьбу, который М. М. Бахтин называет «творческим развитием и испытанием внутренне убедительного чужого слова» 3 , красной нитью проходит через «Путешествие в Россию» и выступает средством критики советского строя. Вопросы, поднимаемые автором в своих внутренних монологах, касаются таких тем, как сущность и национальный характер русского народа, его историческая судьба и особенно влияние на нее Октябрьской революции, а также взаимоотношения русского народа с другими народами Советского Союза. Взгляды автора, нашедшие отражение в его «Путешествии в Россию», укладываются в рамки его концепции «западничества» ( ġarbzadegī ), согласно которой народы мира делятся на «западные» и «восточные», народы-экс- плуататоры и народы-эксплуатируемые. Отдавая должное величию духа и истории русского народа, Джалал тем не менее относит его к западным 1 Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 154–156. 2 Але Ахмад Дж. Сафар-е Рус. Тегеран, 1998. С. 49. 3 Бахтин М. М. Вопросы… С. 160.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=