XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

146 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IV тормозило деятельность купцов и в целом снижало весь товарооборот между странами. Так, расстояние в 190 верст по колесным дорогам преодо- левалось за 4–6 дней, путь от Тавриза до Эривани занимал около 19 дней, а из Москвы до Тегерана почти 5 месяцев. Поэтому уже в середине 40-х гг. XIX в. в русском обществе, как в купеческой среде, так и в официальных кругах, остро встал вопрос об использовании морского пути по Каспию для сообщения между двумя странами. Важным документом для освещения этой темы является, на наш взгляд, докладная записка главнокомандующего Волжской флотилией Г. Г. Басаргина императору Николаю I (1825–1855) от 24 апреля 1848 г. В ней говорилось: «В 1845 г. два из наших каспийских пароходов представлены в распоряжение наместника Каспийского, с тем чтобы они, по его назначению, постоянно употреблялись для сообщения с Персиею и перевозки туда коммерческих грузов. Движение сих парохо- дов началось 15 июня 1846 г. и продолжалось всю навигацию следующего 1847 г.» 1 . Далее Г. Г. Басаргин сообщал маршрут плавания, который начи- нался из Астрахани, расписание отправления пароходов, стоимость билетов, перечень документов, которые должны были иметь на руках пассажиры. Таким образом, одновременно начали осуществляться не только грузовые, но и пассажирские перевозки. В исследуемых материалах названия этих первых двух пароходов не указаны скорее всего по той причине, что первоначально для вышеназванных целей использовались военные корабли, находившиеся в ведении кн. М. С. Ворон- цова наместника Кавказа (1845–1853). Только спустя десятилетие в 1857 г. по инициативе директора русского общества и торговли (РОПиТ) Н. А. Новосель- ского была создана специальная пароходная компания «Кавказ», морские суда которой предназначались для плавания по Каспию. Однако самостоятельно это компания просуществовала всего лишь несколько месяцев. Вскоре по распоряжению вышеупомянутого Н. А. Новосельского и нового наместника Кавказа А. И. Барятинского (1856–1862) произошло слияние двух пароходных обществ «Меркурий» (речной флот) и «Кавказ» (морской флот) в одну крупную компанию под названием «Кавказ и Меркурий». В Уставе этой новой корпо- рации, утвержденном 15 апреля 1858 г., подчеркивалось, что вновь созданное объединение находится под покровительством Его Императорского Величе- ства. Ее первоначальный капитал насчитывал 4,5 млн руб. Обороты и морские операции компании с каждым годом увеличивались. Нередко она выполняла военные заказы Царского правительства. Морское сообщение с Персией по Каспию стало практически безальтерна- тивным средством транспортировки людей, грузов, почтовой корреспонденции между двумя странами. По этой причине в 90-е гг. XIXв. командование Волжской 1 РГИА. Дело о пароходах… Л. 6.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=