XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

144 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IV Моисеева А. В. (ИВР РАН, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) « Ан с ал-мур д н ва шамс ал-маджāлис » —  мистико-дидактический комментарий на кораническую суру «Йусуф» Произведение «А н с ал-мур д н ва шамс ал-маджāлис» («Друг послуш- ников и солнце собраний») представляет собой развернутый комментарий на суру «Йусуф», сопровождаемый многочисленными поучительными притчами из жизни пророков и известных суфиев. Изначально этот текст приписывался знаменитому гератскому шейху ʿАбдаллаху Ансари (1006–1089) 1 , а потому привлек внимание исследователей как «старейшая прозаическая обработка истории Йусуфа и Зулайхи в форме мистико-дидактического романа» 2 . Однако позже авторство Ансари было отвергнуто на основании исторических неувязок, таких, например, как упоминание в тексте имама Газали (ум. 1111) в качестве известного и состоявшегося ученого-богослова, в то время как Газали, будучи младшим современником Ансари, едва ли мог достичь известности ко времени предположительного написания этого произведения. Другая неувязка заклю- чается в цитировании в этом тексте поэзии ʿАттара (ум. ок. 1221), который и вовсе жил после Ансари 3 . Рассматриваемое произведение известно в нескольких рукописях, одна из которых хранится в ИВР РАН 4 . Недавно увидевшая свет в Иране публикация «Ан с ал-мур д н» , основанная на трех рукописях этого произведения, храня- щихся в библиотеке «Āстāн-и К̣удс-и Разав » в Мешхеде 5 дает возможность сравнить текст петербургской рукописи с тремя другими вариантами текста и таким образом ввести его в научный оборот. Также отдельный интерес представляет сопоставление «Анӣс ал-мурӣдӣн» с другими произведениями, основанными на коранической истории Йусуфа. Так, фабульная линия «Анӣс ал-мурӣдӣн» во многом совпадает с сюжетом 1 Ethe H. Catalogue of Persian Manuscripts in the Library of the India Office, vol. I. Oxford, 1903, p. 974 (cat. 1778). 2 Geiger W. & Kuhn E. (eds.) Grundriss der Iranischen Philologie, band II. Strassburg, 1896–1904, p. 282. 3 Levi R. A Prose Version of the Yūsuf and Zulaikha Legend, Ascribed to Pīr-i Anṣār of Harāt // The Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland, 1929, No. 1, p. 103–106. 4 Ворожейкина З. Н. Описание персидских и таджикских рукописей Института Востоковедения. Выпуск 7. Персоязычная художественная литература (X — начало XIII в.). М., 1980. С. 59–61. 5 Anīs al-murīdīn wa shams al-majālis: tafsīr-i ‘irfānī-yi sūra-yi Yūsuf. Ed. Mahbūba Shamshīrgarhā. Mashhad, 2020.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=